У кого, когда и что могут требовать налоговики

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «У кого, когда и что могут требовать налоговики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Транспортные расходы представляют собой издержки организации, связанные с оказанием услуг по доставке различных грузов: товаров, материалов, основных средств. В зависимости от способа транспортировки, вида товара, а также мест отправления и назначения список документов, обосновывающих расходы, может меняться.

Какие документы необходимо иметь при доставке товара?

Осуществляя реализацию товара, продавец обязан выставить в адрес покупателя:

  • счет-фактуру (исключение — применение спецрежима);
  • товарную накладную по форме ТОРГ-12;
  • прочие товарно-транспортные документы — товарно-транспортную накладную (ТТН) и транспортную накладную (ТН).

ТОРГ-12 является первичным документом, составленным продавцом в 2 экземплярах (один — для себя, другой — для покупателя). Он содержит информацию о реализуемых матценностях и является подтверждением перехода права собственности на них от продавца к покупателю.

ТН (приложение 4 к постановлению Правительства РФ от 15.04.2011 № 272) фиксирует стоимость услуг перевозки, т. е. сумму транспортных расходов. В ней указывается информация:

  • о сторонах сделки;
  • перевозимых ТМЦ;
  • дополнительных документах;
  • транспортном средстве, осуществляющем доставку;
  • пункте и дате погрузки/разгрузки товара;
  • дате доставки груза;
  • прочие данные.

При этом ТН не является документом, на основании которого можно оприходовать товар, а служит первичным документом для обоснования транспортных расходов.

Какими документами можно обосновать перевозку грузов поставщиком?

Под перевозкой грузов поставщиком может пониматься 2 варианта доставки:

  • Поставщик самостоятельно осуществляет доставку товара покупателю.
  • Поставщик заключает договор с перевозчиком, который транспортирует товар до места назначения.

Если поставщик, составляя договор с покупателем, предусматривает поставку товара собственными силами, то доставка может быть произведена с учетом следующих особенностей:

  1. Поставщик может не выделять в договоре отдельно стоимость доставки, закладывая ее в цену товара (первый случай).
  2. Поставщик вправе прописать в договоре стоимость доставки (второй случай).

В зависимости от вышеуказанных условий меняется документальное оформление услуг доставки:

  • В первом случае поставщик составляет только путевой лист, который будет подтверждать факт доставки и расходы на нее.
  • Во втором случае ему необходимо выставить в адрес покупателя товарно-транспортную накладную (ТТН) или транспортную накладную (ТН).

Если же поставщик привлек посредника для перевозки товаров, документооборот будет таким:

  • Поставщик может выписать ТТН в 4 экземплярах. При этом один экземпляр остается у поставщика, три остальных передаются посреднику, осуществляющему транспортировку. Посредник, осуществив доставку, передает 3 экземпляра ТТН покупателю, который проставляет на них свою подпись. Один экземпляр остается у покупателя. На основании 2 оставшихся посредник составляет акт об оказанных услугах. При этом один из экземпляров ТТН, подписанный покупателем, вместе с актом возвращается продавцу.
  • Если поставщик вместо ТТН решил оформить ТН, потребуется сделать три экземпляра этого документа: один предназначается перевозчику, второй — продавцу, третий — покупателю. Подтверждением факта оказания транспортной услуги для поставщика может служить ТН, подписанная покупателем и перевозчиком.

О заполнении товарной накладной с помощью онлайн-сервисов читайте в статье «Онлайн-заполнение товарной накладной: какие есть сервисы?».

Уточненная декларация

Если компания подала уточненную декларацию (так называемую «уточненку»), в которой уменьшилась сумма налога к уплате, инспекция непременно потребует пояснений и документального подтверждения – это закрепленное Налоговым кодексом право налоговиков.

Но при этом важно различать две ситуации:

  1. Уточненная декларация подана в течение двух лет с момента наступления срока подачи первичной декларации
    В такой ситуации инспекция вправе истребовать у компании только пояснения по вопросу уменьшения показателей.
  2. Уточненная декларация подана по истечении двух лет с последнего дня срока для подачи налоговой декларации
    При таких обстоятельствах ИФНС вправе запросить у компании также первичные бухгалтерские и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, а также регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

«Внерамочные» требования, «устрашающие» требования и требования по налоговым оговоркам

Истребование информации через «внерамочные» требования, «устрашающие» требования и требования по налоговым оговоркам в последнее время становится не просто трендом налогового контроля, а каким-то хайпом для проверяющих и рассматривать их необходимо вместе потому, что для данных требований в НК РФ имеется общая статья 93.1.

Хоть статья и одна, но полномочия налоговых органов по ней четко дифференцированы по объему запрашиваемых у компании документов в зависимости от проводимой в отношении ее контрагента формы налогового контроля:

  • в ходе налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать у компании документы (информацию), касающиеся деятельности его проверяемого контрагента компании или иных лиц (пункт 1 статьи 93.1 НК РФ);
  • вне рамок проведения налоговых проверок проверяющий налоговый инспектор вправе истребовать лишь документы (информацию) в отношении конкретной сделки (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ).

Срок для представления документов — 5 дней или 10 дней (зависит от основания истребования) со дня получения требования, но может быть продлен по после соответствующего уведомления от проверяемой компании.

Что могут запросить при проверках?

Суровая реальность: все, что хоть как-то связано с исчислением уплатой проверяемых инспекцией налогов может быть истребовано у кого угодно. Складывается стойкое впечатление, что скоро никого не удивит истребование, например, свидетельства о рождении главного бухгалтера, ведь именно главный бухгалтер отвечает за исчисление и уплату налогов в компании.

Обратной стороной медали выступает возможность злоупотребления должностными лицами налоговых органов своими полномочиями.

И именно из-за таких злоупотреблений, а вовсе не из-за желания налогоплательщика сокрыть компрометирующую его информацию, часто возникает нежелание отвечать на запросы налоговых органов. А иногда бывают и откровенные глупости.

Так, совсем недавно в Свердловской и Челябинской областях налогоплательщикам приходили требования с просьбой представить «документы, подтверждающие выполнение работ непосредственно в космическом пространстве».

Скорее всего, данная формулировка была транслирована из ст. 164 Налогового кодекса РФ, предусматривающей применение ставки 0%, и бездумно скопирована из требований, выставленных какой-либо из структур Роскосмоса. Однако для бухгалтеров других компаний такие формулировки, дававшие повод задуматься о бескрайних просторах вселенной, вызывали недоумение и ухмылку.

Когда могут отказать в вычете НДС при отсутствии ТТН?

В каких случаях нужна товарно-транспортная накладная (далее по тексту – ТТН)? По каким причинам налоговики могут отказать в вычете при отсутствии у компании ТТН? Правомерно ли на основании ТТН рассчитать сумму НДС, подлежащую возмещению из бюджета?

Прежде чем перейти к анализу судебных баталий в части отказов НДС при огрехах либо отсутствии ТТН, несколько слов о том, в каких случаях необходимо наличие ТТН.

Читайте также:  В Кировской области внесены поправки в законы для многодетных семей

ТТН представляет собой первичный сопроводительный документ, который предназначен для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом (постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»).

Как товарно-транспортные накладные помогли инспекции доказать фиктивность перевозки и сделки

По договору поставки товар должен был быть выбран на складе поставщика в транспорт покупателя или иной компании, с которой у покупателя заключён договор транспортно-экспедиционных услуг.

Но ни у самого налогоплательщика, ни у его поставщика не было транспорта, позволяющего перевезти товар со склада. Налогоплательщик мог бы нанять какую-либо компанию, которая перевезла бы товар. Но он этого не сделал. Во всяком случае, никаких подтверждающих это документов он не представил.

Директор налогоплательщика попытался возразить, заявив, что он из личных средств нанял грузовой транспорт, который привёз спорный товар. Ни налоговая, ни суды этому не поверили, потому что компания не компенсировала своему директору эти траты. Суды сказали:

оплата за свой счет расходов в интересах Общества его директором не согласуется с экономическими целями предпринимательской деятельности и с трудовыми отношениями, а также требованиями бухгалтерского и налогового учета.

Но самыми убойными аргументами налоговую снабдила товарно-транспортная накладная. В ней было указано, что транспортировка осуществлялась на Volvo номер такой-то водителем таким-то (ФИО). Но согласно сведениям, которые есть в федеральном информационном ресурсе ФНС, этот номер принадлежал автомобилю марки «Тойота», и собственником её был совершенно другой человек.

Суды согласились с налоговой и оставили в силе доначисления на 16,5 млн руб.

Требования при выездных проверках

Начнем с требований, предъявляемых налогоплательщикам, в отношении которых проводятся выездные налоговые проверки (ВНП). Поскольку такими проверками охватывается небольшой процент организаций и предпринимателей, то и соответствующие требования выставляются нечасто. Но именно в рамках ВНП налоговики могут запросить у налогоплательщиков самый широкий перечень документов.

Казалось бы, выездная проверка предполагает, что инспекторы присутствуют на территории налогоплательщика, и поэтому могут сами взять любые нужные им бумаги. Однако, как правило, ВНП сопровождается большим количеством запросов о представлении документов. Подобные требования выставляются в рамках статьи НК РФ, которая не ограничивает налоговиков ни в количестве подобных запросов, ни в перечне истребуемых документов, сведений и информации. Что это означает на практике?

В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса РФ выездной налоговой проверкой признается особый вид налоговой проверки, который проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит:

  • Налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации.
  • Налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

  • Полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика.
  • Предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке.
  • Периоды, за которые проводится проверка.
  • Должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Транспортные услуги, ТТН и налоговые риски: ошибки, последствия и решения

Как показывает наша практика, самым спорным первичным документом является товарно-транспортная накладная. Многие компании не оформляют этот документ либо оформляют этот документ неправильно, создавая условия для претензий налоговиков.

Журнал «Российский налоговый курьер» составил «Рейтинг первичных документов, которые чаще всего вызывают налоговые претензии». Управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес проектам» Кира Гин-Барисявичене рассказала в этой статье о товарно-транспортных накладных.

Сегодня мы хотим подробнее рассказать вам о том, какие могут быть последствия для бизнеса из-за неправильно оформленной товарно-транспортной накладной, как налоговые органы проверяют подлинность сведений, указанных в ТТН.

«В бизнесе распространена ситуация, когда за перевозку грузов автомобильным транспортом, зачастую платят фирме, у которой по документам нет ни транспорта, ни водителей в штате. Таков рынок: платят фирме, а грузы перевозят физические лица на своем транспорте за наличные. – рассказывает Кира Гин-Барисявичене, управляющий партнер «СБП». — В такой ситуации, ТТН оформить правильно невозможно, потому что в накладную надо вписывать реальный номер машины и ФИО водителя, собственник транспорта и водитель в случае налоговой проверки должны подтвердить факт перевозки, а также по документам иметь трудовые или гражданско-правовые отношения с транспортной компанией, – эта информация должна быть проверяема».

Надо отметить, что в последние годы налоговая инспекция ужесточила процедуру проверок, инспекторы копают глубже и тщательнее. ФНС уже заявила, что такой подход в проверках будет развиваться и продолжится в 2012-2013 годах. Рейтинг журнал «Российский налоговый курьер» подтверждает, что проблема с ТТН есть и к этому документу у налоговиков особый подход.

Если в Вашем бизнесе сложилась такая ситуация с оформлением ТТН и перспектива спора с налоговиками Вас не прельщает, то мы можем предложить Вам решение, которое подойдет для Вашего бизнеса:

— наше практическое знание требований налоговой инспекции и грамотные рекомендации по переоформлению документов на транспортные услуги снизят Ваши риски налоговых претензий;

— если вариант с переоформлением документов Вам не подходит, то мы оценим ситуацию, которая у Вас ложилась с ТТН, и проконсультируем, как Вам минимизировать Ваши налоговые риски;

Что следует знать о позиции налоговых органов по товарно-транспортным накладным:

1) Если у вас нет ТТН, хотя транспортные услуги и были оказаны, то спор с налоговой инспекцией вам гарантирован.
2) Что налоговики проверяют в ТТН:

а) Данные о номере транспортного средства, ФИО водителя и номере водительского удостоверения. Легко проверить данные о номере транспортного средства, ФИО водителя и номере водительского удостоверения, сделав запрос в ГИБДД. Так, налогоплательщики не раз уже попадались на указании в ТТН транспортных средств с несуществующими гос. номерами (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2010 по делу N А19-6169/10, Постановление ФАС Уральского округа от 28.11.2011 N Ф09-6952/11 по делу N А50-4014/2011, Постановление 12-ого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2011 по делу N А12-22104/2010, Постановление 15-ого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 N 15АП-4022/2010 по делу N А53-5032/2009).

б) Информацию о том, действительно ли указанные в ТТН водители и транспортные средства перевозили товар для проверяемого налогоплательщика. Даже если в ТТН указаны данные о реальных транспортных средствах и водителях — сведения о том, перевозили они товар или нет, легко проверить, вызвав на допрос собственников ТС и водителей (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 N 18АП-11929/2011 по делу N А07-37942011, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2011 г. N 15АП-12386/2011).

Читайте также:  Какие льготы полагаются матерям-одиночкам в 2023 году

в) Налоговики сопоставляют массу перевезенного груза с грузоподъемностью указанного в ТТН автомобиля. Обратят внимание и на расстояние, указанное в ТТН, чтобы оценить сколько рейсов за день сможет сделать транспортное средство. В письме ФНС РФ от 21.08.2009 N ШС-22-3/660@ в Таблице 1.1.3, налоговикам предлагается обратить внимание на марку автомобиля: марка автомобиля может указывать на фальсификацию, если масса перевезенного груза указана больше, чем это позволяет грузоподъемность данного автомобиля (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2010 N 15АП-8751/2009 по делу N А53-657/2009, Постановление ФАС Поволжского округа от 18.03.2008 по делу N А12-9459/07-С42).

Если у компании есть расходы на перевозку, то, будьте уверены, что налоговая инспекция заинтересуется этими расходами и транспортными накладными в первую очередь. В этих документах много информации и много требований по их заполнению и, как правило, в них всегда можно найти к чему придраться. Какими могут быть последствия для бизнеса из-за неправильно оформленной товарно-транспортной накладной? Как налоговые органы проверяют подлинность сведений, указанных в накладных?

В бизнесе распространена ситуация, когда за перевозку грузов автомобильным транспортом платят зачастую фирме, у которой по документам нет ни транспорта, ни водителей в штате. Таковы правила рынка: платят фирме, а грузы перевозят физические лица на своем транспорте за наличные деньги. В такой ситуации накладные оформить правильно невозможно, потому что в товарно-транспортную накладную надо вписывать реальный номер машины и ФИО водителя. Собственник транспорта и водитель в случае налоговой проверки должны подтвердить факт перевозки, а также по документам иметь трудовые или гражданско-правовые отношения с транспортной компанией, и эта информация должна быть проверяема.

Не у всех компаний есть правильно оформленные накладные, не всегда перевозчики даже при реальных перевозках выдают документы, поэтому на практике их часто приходится делать «задним числом». Некоторые предприниматели практикуют даже экстремальные варианты: например, едут по МКАД, списывают реальные номера машин, на основе которых и делают товарно-транспортные накладные. Правда, потом «находчивые» предприниматели бывают неприятно удивлены, когда налоговая инспекция, связавшись с хозяевами автомашин, узнает реальное положение дел о перевозке товаров.

С гражданско-правовой точки зрения, согласно п. 2 ст. 785 Гражданского кодекса РФ, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Таким образом, оформление транспортной накладной важно не только для того, чтобы обезопасить себя от налоговых претензий, данный документ подтверждает заключение договора перевозки.

С января 2013 года в связи с принятием ФЗ N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» требование об обязательном применении унифицированных форм первичной учетной документации отменено. И, таким образом, формально применение товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т как документа, утвержденного Госкомстатом, является необязательным. Однако можно предположить, что позиция официальных органов будет сводиться к тому, что наличие транспортной накладной, оформленной по форме, утвержденной постановлением правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», по факту окажется обязательной. Налоговые органы считают, что именно транспортные накладные подтверждают факт перевозки и реальность услуг по перевозке. И в большинстве случаев суды поддерживают это мнение налоговиков.

Как обосновать транспортировку, произведенную покупателем?

Суммы, доначисленные по итогам проверки, приходится выплачивать до сих пор. Причем пени увеличиваются, и это будет продолжаться до тех пор, пока вся недоимка не будет погашена.

Что необходимо знать / Rusbase», «headline»: «Налоговая «просит» предоставить документы и информацию о вашей компании.

По возможности, сохраните фотографии его складских помещений, протоколы совещаний, докладные записки и прочее. По мнению Верховного Суда РФ (Определение от 19.09.2018 № 307-КГ18-14038 по делу № А42-7751/2017), отсутствие в требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля носит формальный характер и не свидетельствует о недействительности требования инспекции.

В последнее время налоговые органы очень часто злоупотребляют своими полномочиями и требуют те документы и информацию, которые требовать недопустимо.

Некоторые случаи неправильного толкования действующего налогового законодательства выглядят не только странно, но и могут вызвать глубокое недоумение, так как фактически направлены не на проверку фактов хозяйственной деятельности компании, а напоминают сбор «компромата».

Как направляют требования

Передать требование инспекция может следующими способами:

1) вручение под расписку. Момент передачи требования определяется по отметке о его получении, которую на требовании проставляет налогоплательщик или его представитель;

2) направление по почте заказным письмом. Требование считается полученным на шестой рабочий день с даты отправки соответствующего заказного письма.

3) передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Нередко на практике направленное по почте требование не доходит до налогоплательщика, поскольку он не принял мер по получению корреспонденции по своему адресу. В таких случаях инспекция произведет доначисления по налогам, сославшись на непредставление документов по требованию. Однако это не лишает налогоплательщика права впоследствии представить документы в вышестоящий налоговый орган в процессе обжалования решения инспекции.

Требование о представлении документов в связи с камеральной проверкой должно быть составлено не позднее срока ее окончания. В то же время на практике налоговики иногда истребуют документы и за пределами срока камеральной проверки в нарушение ст. 88 НК РФ. Президиум ВАС РФ в подобной ситуации встал на сторону налогоплательщика. Требование о представлении документов, направленное инспекцией после того, как истек срок камеральной проверки, суд признал незаконным (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 10349/09).

Указанный в ТТН пункт разгрузки вызывает сомнения

С точки зрения реальности сделки имеет не последнее значение и то, где был товар разгружен. А именно: есть ли по указанному адресу складское помещение, подходит ли оно для принятия указанного количества товара, связывают ли налогоплательщика с местом выгрузки какие-либо хозяйственные отношения. Все это инспекторы могут узнать в ходе проверки, сделав запросы в соответствующие организации. Если выявится спорная информация, у инспекторов могут возникнуть подозрения, что перевозка состоялась только «на бумаге».

В арбитражной практике по этому поводу есть решения как в пользу налоговой службы, так и в пользу компаний (предпринимателей). При наличии других признаков недобросовестности налогоплательщика — например, непредоставлении отчетности в ФНС, отсутствии имущества и прочих — суд может расценить сомнительное место разгрузки, как показатель фиктивности сделки (постановление АС Северо-Кавказского округа от 11.06.15 №А25-841/2014). Но есть и противоположные исходы, например, постановление АС Северо-Западного округа от 28.07.15 №А52-3102/2014.

Комментарий к ст. 93.1 НК РФ

Комментируемая статья регламентирует истребование документов о деятельности контрагента.

Налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков не только документы, касающиеся исчисления и уплаты налогов именно ими (статья 93 НК РФ), но и документы, затрагивающие информацию о контрагентах (в отношении которых проводится проверка) (статья 93.1 НК РФ).

Читайте также:  Взыскание алиментов с официально неработающего отца ребенка

Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ утверждены формы документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, Основания и порядок продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки, Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации).

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 26.12.2012 N А32-4042/2011 сделал вывод о том, что мероприятия налогового контроля, в том числе такие, как истребование необходимых для проверки документов у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, могут осуществляться только в рамках налоговой проверки в отношении данного налогоплательщика.

Статья 93.1 НК РФ не содержит конкретного и (или) исчерпывающего перечня истребуемых налоговыми органами документов, содержащих информацию, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика.

К таким документам относятся любые документы, содержащие информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Разъяснения об этом представлены в письмах Минфина России от 09.10.2012 N 03-02-07/1-246, от 29.08.2012 N 03-02-07/1-206.

Следовательно, налоговый орган вправе истребовать у контрагентов или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающейся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), любые из этих документов (информацию), а также информацию о конкретной сделке у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке, в том числе информацию, связанную с проведением валютных операций.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 17.01.2013 N А65-10975/2012 отметил, что налоговым органом фактически истребованы конкретные документы (договоры, акты выполненных работ и пр.), а не информация относительно конкретной сделки со сведениями, позволяющими идентифицировать эту сделку.

Статья 93.1 НК РФ разделяет понятия «документ» и «информация». Разделение указанных понятий содержится и в форме требования о представлении документов (информации) и в форме поручения об истребовании документов (информации) (приложения N 5, 6 к Приказу Федеральной налоговой службы от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах»).

В случае если истребуемые налоговым органом согласно статье 93.1 НК РФ документы указаны в перечне документов, подлежащих представлению налоговому органу для целей валютного контроля (часть 13 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»), то это не является основанием для отказа лица, которому направлено соответствующее требование, от представления налоговому органу таких документов для целей налогового контроля.

На это обращено внимание в письме Минфина России от 06.11.2012 N 03-02-07/1-280.

В Определении ВАС РФ от 08.11.2012 N ВАС-11890/12 отмечено, что налоговые органы вправе истребовать, а налогоплательщики обязаны представить документы, которые связаны непосредственно с исчислением и уплатой налогов. При этом аналогичное ограничение распространяется и на лиц, располагающих документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика.

Документы, запрошенные налоговым органом, являются первичными статистическими данными, необходимыми для формирования официальной статистической информации. Обязанность по представлению указанных данных субъектам официального статистического учета возложена на респондентов статьей 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Указанные документы не являются данными регистров бухгалтерского учета и (или) иным документальным подтверждением данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, на основании которых в силу пункта 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода, поэтому не могут свидетельствовать о каких-либо нарушениях со стороны налогоплательщика.

Поскольку формы статистического наблюдения, истребованные налоговым органом, к числу документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, законодательством о налогах и сборах не отнесены, в действиях организации по отказу в представлении форм федерального статистического наблюдения налогоплательщика отсутствует состав правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 126 НК РФ.

Статьей 93.1 НК РФ не предусмотрен исчерпывающий перечень лиц, понимаемых под «иными лицами».

В связи с этим, как указала ФНС России в письме от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@, налоговый орган вправе истребовать у любого лица, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, или располагающего информацией о конкретной сделке, такие документы (информацию).

Условиями реализации права налогового органа на истребование документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 НК РФ является наличие у любого третьего лица, а не только у контрагента документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (конкретной сделки).

Запросы при камеральной проверке

  1. Уточнить показатели.
  2. Передать документы.
  3. Предоставить пояснения.

По срокам запросы возможны лишь:

  • За период, в отношении которого была подана отчетность. По прошедшему периоду такое право появляется, если переносился вычет по НДС.
  • В трехмесячный срок с момента подачи декларации, расчета. Если он истек, необходимо решение о продлении проверки.

Что именно могут запросить:

Ситуация

Что может требовать ИФНС

Сдана уточненная декларация с меньшим налогом

Пояснения

Сдана декларация с убытками

Пояснения

В отчетности по страховым взносам есть необлагаемые суммы или льготные тарифы

Подтверждающие документы

В декларации есть ошибки, неточности

Пояснения либо уточненная декларация

В декларации по НДС есть неточности, расхождения с контрагентами

Подтверждающие документы на налоговые вычеты

Применены налоговые льготы

Подтверждающие документы

Декларация сдана без обязательных сопроводительных документов

Недостающие документы (например, первичка)

Уточненная декларация сдана по истечении двух лет с меньшим налогом или большими убытками

Подтверждающие убытки документы

Сданы декларации по земельному, водному налогу, налогу на полезные ископаемые

Документы, которые являются основанием для расчета

Как правильно ответить на требование налоговой

Компании-операторы ЭДО чаще всего высылают уведомление на электронную почту о том, что поступило обращение из ФНС.

Далее бизнесу необходимо подтвердить получение. Для этого вышлите квитанцию о приеме в течение шести рабочих дней. При просрочке более 10 дней налоговая может заблокировать банковский счет.

Вы вправе отказать в приеме электронного документа, если:

  • он адресован другому лицу,
  • не проставлена электронная подпись,
  • использован неправильный формат.

Если письмо пришло обычной почтой, подтверждения не потребуется.

Срок для формирования ответа будет отсчитываться со следующего дня после получения запроса.

Момент получения:

  • ТКС — дата направления квитанции о приеме;
  • ЛК — день, следующий за датой появления запроса;
  • почта России — шестой день со дня отправки заказного письма;
  • лично — момент вручения.

Сроки, предоставляемые на ответ, разнятся:

Основание

Что нужно предоставить

Срок на ответ (со дня получения требования)

Камеральная, выездная проверка или запрос вне проверки

Документы, информация

10 рабочих дней

Камеральная проверка

Пояснения

пять рабочих дней

Камеральная по нулевой ставке НДС, вычетам

Документы

20 календарных дней

Встречная проверка

Документы, информация

пять рабочих дней


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *