Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 10 Понятие и принципы российского федерализма». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Российская Федерация, как и большинство государств мира, следуя принципу исключительности гражданства, в целом отрицательно относится к институту двойного гражданства (по общему правилу человек должен иметь устойчивую правовую связь только с одним государством). Вместе с тем и Конституция РФ и Закон о гражданстве допускают возможность для гражданина России иметь одновременно и гражданство другого государства. В отдельных случаях наличие одновременно гражданства России и гражданства другого государства может рассматриваться как благо, например, для соотечественников, являющихся гражданами государств СНГ и Балтии. Обладание российским гражданином одновременно гражданством другого государства возможно в силу международного договора (договор этот должен быть, как правило, двусторонним, с конкретным государством) или прямого указания закона (договоры о двойном гражданстве заключены Российской Федерацией лишь с Таджикистаном и Туркменистаном. Кроме того, гражданин РФ может получить гражданство иностранного государства, если национальное законодательство этого государства предусматривает предоставление своего гражданства без обязательной утраты гражданства другого государства (в частности, России). Именно в силу последнего основания имеют двойное гражданство большинство «российских бипатридов».
Понятие и принципы гражданства
Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Конституция РФ закрепляет лишь базовые принципы института гражданства (в том числе в гл. 1 «Основы конституционного строя»), детальная же регламентация этого конституционно-правового института закреплена в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» с изм. и доп. (далее – Закон о гражданстве), принятому взамен одноименного Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1. Основные новеллы нового закона сводятся к большей жесткости его норм по вопросам приобретения российского гражданства по сравнению с правилами, предусматривавшимися прежним законом, однако 11 ноября 2003 г. в Закон о гражданстве был внесен ряд изменений и дополнений, облегчающих процедуру приобретения российского гражданства для некоторых категорий заявителей, прежде всего соотечественников из государств СНГ.
Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Конституция РФ закрепляет лишь базовые принципы института гражданства (в том числе в гл. 1 «Основы конституционного строя»), детальная же регламентация этого конституционно-правового института закреплена в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» с изм. и доп. (далее — Закон о гражданстве), принятому взамен одноименного Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1. Основные новеллы нового закона сводятся к большей жесткости его норм по вопросам приобретения российского гражданства по сравнению с правилами, предусматривавшимися прежним законом, однако 11 ноября 2003 г. в Закон о гражданстве был внесен ряд изменений и дополнений, облегчающих процедуру приобретения российского гражданства для некоторых категорий заявителей, прежде всего соотечественников из государств СНГ.
Для лиц, уже имеющих гражданство Российской Федерации на 1 июля 2002 г. (день вступления закона в силу), не требуется никакой перерегистрации или переоформления гражданства.
Конституция РФ и Закон о гражданстве закрепляют следующие принципы гражданства Российской Федерации:
Единство гражданства. В соответствии с этим принципом республики — субъекты РФ не могут устанавливать собственное гражданство, предусматривающее изъятия из общего, единого статуса гражданина Российской Федерации (Закон о гражданстве, в отличие от Закона 1991 г., о гражданстве республик в составе РФ не говорит вообще); гражданин республики одновременно является гражданином Российской Федерации; правовой статус гражданина России, проживающего в какой-либо республике является единым и на всей территории России и ничем не отличается от статуса российского гражданина, проживающего в ином субъекте РФ; установление гражданства республикой в составе Российской Федерации не порождает двойного гражданства проживающего в этой республике человека — Российской Федерации и соответствующей республики.
• Равенство гражданства независимо от оснований приобретения гражданства, а также от пола, национальности, возраста, социального происхождения и положения и т. п. В частности, гражданство замужней женщины в России не зависит от гражданства мужа (и наоборот), заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц; изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга (ст. 8 Закона о гражданстве).
• Сохранение гражданства при проживании гражданина России за ее пределами. Не существует каких-либо сроков, по истечении которых в случае проживания россиянина в другом государстве он утрачивал бы гражданство Российской Федерации. Право на изменение гражданства — неотъемлемое право любого российского гражданина, отказ в выходе из гражданства Российской Федерации может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных законом.
• Невозможность лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его. Данный принцип призван обеспечить беспрепятственное осуществление гражданином своих прав без боязни утратить российское гражданство (в частности, за инакомыслие, несогласие с политикой властей и т. п.). В случае осуществления российским гражданином какой бы то ни было противоправной деятельности к нему могут применяться различные виды ответственности и наказания, но такой санкции, как «лишение гражданства», российское законодательство не предусматривает и предусматривать не может.
• Невозможность высылки российского гражданина за пределы России или выдачи иностранному государству (экстрадиции). Гражданин России не может быть выслан из страны, равно как и иметь препятствия для возвращения на Родину (при этом данный принцип не ограничивает полномочия органов государственной власти РФ по выдворению за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства по предусмотренным законом основаниям). Россиянин также не может быть выдан другому государству в случае совершения правонарушения за рубежом и предъявления соответствующего требования этого государства о выдаче с целью привлечения к ответственности (экстрадиция других лиц, находящихся на территории Российской Федерации, возможна на основании межгосударственных договоров о правовой помощи для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение). Однако если совершенное деяние, за которое преследуется российский гражданин, является противоправным и с точки зрения российского законодательства, то этот гражданин должен быть привлечен к ответственности по нормам законодательства РФ.
Российская Федерация, как и большинство государств мира, следуя принципу исключительности гражданства, в целом отрицательно относится к институту двойного гражданства (по общему правилу человек должен иметь устойчивую правовую связь только с одним государством). Вместе с тем и Конституция РФ и Закон о гражданстве допускают возможность для гражданина России иметь одновременно и гражданство другого государства. В отдельных случаях наличие одновременно гражданства России и гражданства другого государства может рассматриваться как благо, например, для соотечественников, являющихся гражданами государств СНГ и Балтии. Обладание российским гражданином одновременно гражданством другого государства возможно в силу международного договора (договор этот должен быть, как правило, двусторонним, с конкретным государством) или прямого указания закона (договоры о двойном гражданстве заключены Российской Федерацией лишь с Таджикистаном и Туркменистаном. Кроме того, гражданин РФ может получить гражданство иностранного государства, если национальное законодательство этого государства предусматривает предоставление своего гражданства без обязательной утраты гражданства другого государства (в частности, России). Именно в силу последнего основания имеют двойное гражданство большинство «российских бипатридов».
Лица с двойным гражданством (бипатриды) рассматриваются российским государством только как граждане России, с соответствующим набором прав и обязанностей, изъятия из этого правила возможны лишь на основании закона (в частности, в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане РФ, прошедшие военную службу в иностранном государстве, освобождаются от военной службы в России) или международного договора (например, в силу межгосударственных соглашений об освобождении от двойного налогообложения).
Население любого государства составляют не только граждане данного государства, но и все люди, проживающие в нем, включая иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов). В некоторых государствах Ближнего Востока, например, иностранцы и лица без гражданства, приезжающие на заработки, составляют около половины населения. Статус иностранцев и лиц без гражданства в России регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 118-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и большим количеством подзаконных актов и зависит в том числе и от того, проживает такой человек в России постоянно (режим постоянного проживания) или находится здесь временно (режимы временного пребывания и временного проживания).
Специальному регулированию в Российской Федерации подвержен статус беженцев — лиц, не имеющих российского гражданства, прибывших или имеющих намерение прибыть на территорию российского государства в силу вынужденных обстоятельств, вследствие насилия или преследования по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений (Закон РФ от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах»). Беженцев следует отличать от вынужденных переселенцев, которые хотя и покинули место своего постоянного жительства по аналогичным причинам, что и беженцы, но являются гражданами России; кроме того, они могут вынужденно перемещаться не только из-за границы РФ, но и внутри Российской Федерации из одного региона в другой. Статус вынужденных переселенцев во многом схож со статусом беженцев и регулируется он Законом РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» с изм. и доп.
Если иностранные граждане и лица без гражданства вынуждены покинуть территорию другого государства в силу преследования за убеждения (по идеологическим мотивам), им в соответствии с признанными международными нормами может быть предоставлено политическое убежище. Предоставление убежища в России отнесено к компетенции Президента РФ (п. «а» ст. 89 Конституции РФ) и осуществляется в соответствии с утвержденным его указом Положением.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранцы и лица без гражданства пользуются в России в целом одинаковыми с ее гражданами правами и обязанностями, т. е. на них распространяется национальный режим. Исключения здесь могут быть установлены только законом и касаются главным образом политических прав и свобод.
Федерализм в России находится в стадии становления. Обусловлено это тем, что у России нет собственного опыта подлинных федеративных отношений: большую часть своей истории Россия де-юре (до 1918 г.) или де-факто (в советский период) была унитарным государством. Тем не менее элементы федерализма в России были.
Идеи самоуправления закреплялись еще в Русской Правде, Новгородской и Псковской судных грамотах, Судебниках 1497 и 1550 гг., Соборном уложении 1649 г., актах Петра I и т. п. В процессе расширения Российской империи входящие в состав России народы и территории (княжества, ханства, царства, губернии и пр.) сохраняли возможность самоуправления и достаточно широкую степень автономии.
В конституционных проектах декабристов уже содержатся оформленные идеи и концепции федерации («республика многонациональной федерации славянских и некоторых соседних государств Центральной и Южной Европы», «конституционная монархия, состоящая из федеративных территорий» и т. п.).
Обострение национальных отношений в России в конце XIX — начале XX в. предопределяет расширение антиимперского движения, появление различных платформ политических партий и расширение идеи перехода к федерации с созданием областных и национальных автономий.
Пришедшие к власти в 1917 г. большевики к федерации относились отрицательно («…федерация вредна, федерация противоречит принципам социал-демократии в их применении к русской действительности…»), однако ход истории достаточно быстро изменил их взгляды, и именно при советской власти (в 1918 г.) Россия впервые де-юре стала федеративным государством. Переход к федерализму рассматривался как единственный способ остановить распад бывшей Российской империи.
Российская федерация изначально носила не договорный или конституционно-договорный (как федерация СССР), а конституционный характер: федерация в России была провозглашена, учреждена, а не явилась следствием добровольного объединения различных территорий и народов. В январе 1918 г. III Всероссийский съезд Советов принимает Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая учредила Россию как федерацию советских национальных республик. Позднее федеративная форма территориального устройства закрепляется в Конституции 1918 г. и во всех последующих российских конституциях. Субъектами федерации в советский период развития являлись только республики (в том числе автономные республики), хотя предусматривалось наличие в составе федерации отдельных территорий (автономных областей, автономных округов) с особым национальным составом, бытом, традициями, которые также принимали участие в работе федеральных органов власти. Примечательно, что по Конституциям СССР 1937 и 1977 гг. автономные республики РСФСР имели непосредственное фиксированное представительство в одной из палат — Совете национальностей Верховного Совета СССР. Таким образом, представители большей части составных частей РСФСР (краев и областей) от участия в решении общефедеральных вопросов были отстранены. Количество, состав, названия автономных республик России неоднократно (зачастую произвольно) изменялись.
Начало 1990-х гг. в истории российского федерализма отмечено как так называемый «парад суверенитетов». В Декларации о государственном суверенитете РСФСР 1990 г. подтверждена необходимость существенного расширения прав автономных республик. В 1991 г. четыре из пяти автономных областей (Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасская), входившие в состав краев, провозгласили себя республиками; Еврейская автономная область, сохранив свое наименование, вышла из состава Хабаровского края; Чукотский автономный округ в 1992 г. вышел из состава Магаданской области; появились проекты образования новых республик на основе некоторых краев, областей (Уральской, Дальневосточной и др.).
После распада СССР в 1991 г. стал реальным и распад Российской Федерации. В значительной степени его предотвратил Федеративный договор 1992 г. Данный Договор представлял собой фактически синтез трех договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и группами субъектов федерации: во-первых, республиками; во-вторых, краями, областями, городами федерального значения; в-третьих, автономной областью и автономными округами. Федеративный договор вошел как составная часть в Конституцию РФ 1978 г., что предопределило его юридическую силу, значение и место в правовой системе государства. Однако Федеративный договор не мог разрешить все негативные тенденции в российских внутрифедеративных отношениях прежде всего потому, что закреплял неравноправие различных субъектов федерации, а это не могло удовлетворить представителей большей части субъектов — краев и областей. Кроме того, Договор подписали не все регионы, в частности, Татарстан, Чечено-Ингушская Республика, многие субъекты РФ подписали его с оговорками. В настоящее время Федеративный договор юридически не отменен, упоминания о нем содержатся в действующей Конституции РФ, однако его значение и место в правовой системе принципиально изменились: в соответствии с ч. 1 разд. 2 «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ положения Договора действуют в части, не противоречащей Конституции РФ. Таким образом, большая часть положений Федеративного договора сегодня фактически не действует, и этот Договор стал не столько действующим правовым актом, сколько историческим документом.
Дальнейшее развитие федеративных отношений в России осуществляется на основе Конституции РФ 1993 г.
Иметь гражданство – право каждого
Первый и базовый принцип, вытекающий из пункта 1 статьи 4 Закона «О гражданстве РФ», запрещает дискриминацию в вопросах гражданской принадлежности. Сразу напомним о том, какой принцип определения гражданства действует в России: оно определяется по рождению, включая возможность получить паспорт в результате рождения на территории РФ или от родителей, где хотя бы один из них россиянин. Однако помимо приобретения его по рождению, российский индигенат (статус гражданина) также можно и приобрести, что и следует из данного принципа: каждый иностранец или апатрид может получить российский паспорт в установленном отечественным законодательством порядке.
Все, кто проживает на территории РФ, имеют право, но отнюдь не обязаны приобретать гражданскую принадлежность, что означает свободный характер гражданства РФ – никто не принуждается к его приобретению. Более того, право каждого на российский паспорт отнюдь не означает, что он предоставляется любому желающему.
Речь, в частности, идет о следующих положениях основного принципа:
- недопустимость применения дискриминационных условий (на основе расы, религии, национальности и так далее);
- право на обращение за гражданством повторно, если в нем уже было отказано;
- добровольность приобретения двусторонней юридической связи с Россией;
- обязанность государства нормативно закреплять возможность отказа в статусе, даже если он содержит момент усмотрения.
В современной конституционно-правовой науке под гражданством подразумевается устойчивая правовая связь человека с государством, характеризуемая взаимными правами и обязанностями, взаимной ответственностью.
Правовые основы гражданства РФ определяются ст. 6, 61–63 Конституции, нормами международных договоров РФ (напр., международных договоров РФ о двойном гражданстве), ФЗ «О гражданстве РФ» (2002 г.), Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденным указом Президента РФ.
Некоторые республики в составе РФ имеют свое гражданство, что не ограничивает прав единого российского гражданства.
Принципы российского гражданства:
1. Свободное, равное и единое гражданство, независимо от оснований и времени его приобретения.
2. Признание права человека на приобретение, изменение и выход из гражданства. Гражданин РФ не может быть лишен российского гражданства, выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству.
3. Принцип независимости гражданства от брака – изменение гражданства одним из супругов, расторжение брака по общему правилу не влечет изменения гражданства у другого супруга или детей от данного брака.
4. Принцип независимости гражданства от места нахождения лица (на территории РФ или вне ее).
5. Принцип покровительства и защиты российского гражданина за рубежом со стороны России (осуществляется Министерством иностранных дел РФ, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ за рубежом).
6. Принцип сокращения безгражданства (уменьшения количества лиц без гражданства (апатридов) путем предоставления им российского гражданства).
7. Принцип двойного гражданства (возможность приобретения двойного гражданства была предусмотрена с 1991 г.) в соответствии с международным договором РФ и ФЗ. Двойное гражданство рассматривается как исключение, предоставляется указом Президента РФ на основании личного ходатайства заявителя. Наличие двойного гражданства не освобождает гражданина от исполнения конституционных обязанностей.
Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются Президент РФ, Министерство внутренних дел РФ и его территориальные органы, Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.
Решение о приобретении или прекращении гражданства РФ подлежит отмене, если судом будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений.
Правовой статус российских граждан и их детей
Совершеннолетние граждане РФ равно обладают всеми конституционными правами и свободами, а также несут определенные законом обязанности, в частности к ним относятся соблюдение законодательства страны, уплата налогов, охрана культурных и исторических памятников, для мужчин – срочная служба в армии.
Права и свободы неотчуждаемы и могут быть ограничены только по решению суда, государство гарантирует их защиту. Все граждане РФ равны перед законом и судом.
Дети граждан РФ также имеют все конституционные права (подробнее вопросы детского гражданства в России мы рассматривали тут), но не всеми могут распоряжаться до достижения 18 лет, в частности не могут голосовать на выборах и референдумах.
Кратко об атрибутах российского гражданства. Гражданство подтверждается документами, удостоверяющими личность. По достижению 14 лет таким документом является паспорт, который необходимо поменять в 20 и 45 лет. До получения паспорта гражданство подтверждается свидетельством о рождении. Более детально о подтверждении гражданства читайте здесь.
Правовой статус гражданина РФ
Правовой статус в данном случае – это совокупность всех прав, свобод и обязанностей гражданина. Человек, имеющий паспорт РФ, независимо от национальности, вправе пользоваться всеми конституционными правами. Но при этом он обязан выполнять соответствующие обязанности – соблюдать законы страны, платить налоги, служить в армии и т. д. По российским законам, правовой статус гражданина России и иностранца имеют некоторые отличия.
Правовой статус дает резиденту возможность использовать государственную защиту. Даже если он будет проживать в другом государстве, у него будет возможность получить помощь через сотрудников консульств и посольств. Ею нельзя воспользоваться только тогда, когда гражданин России совершил на территории другой страны преступление.
Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации
Иностранные граждане и лица без гражданства могут жить на территории России при наличии соответствующих документов. Как правило, нерезиденты оформляют РВП, максимальный срок которого – 5 лет. Разрешение на временное проживание дает право пользоваться практически всеми правами граждан.
Иностранец может осуществлять трудовую деятельность, открыть на территории страны бизнес, получить образование, жениться и т. д. Государство со своей стороны обеспечивает необходимую защиту прав и свобод – защиту полиции, предоставление медицинских услуг и т. д.
У иностранцев нет возможности пользоваться такими правами, как участие в выборах (голосование и возможность избираться) или служба в армии. Что касается обязанностей, то нерезиденты должны соблюдать законы РФ, в том числе и миграционные, а также платить налоги.
Экономика. Понятие экономики как науки и хозяйства.
Принципы гражданства.
Принципы гражданства РФ – основополагающие начала, устанавливающие основы правового статуса граждан РФ, а также регулирующие вопросы порядка приобретения и прекращения гражданства РФ и иные вопросы.
- единство и равноправность гражданства РФ независимо от оснований его приобретения;
- единое гражданство на всей территории РФ;
- принцип постоянного гражданства, означающий сохранение гражданства лицами, находящимися за пределами РФ;
- недопустимость лишения гражданства РФ тех лиц, постоянно проживающих за пределами РФ;
- право каждого гражданина РФ на свободный выбор гражданства, никто не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его;
- недопустимость высылки гражданина РФ за пределы российского государства или передачи его иностранному государству;
- допустимость одновременного наличия у гражданина РФ гражданства иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ;
- недопустимость ограничения гражданских прав и свобод гражданина РФ при наличии у него двойного гражданства
- принцип равенства прав и свобод граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан за исключением специальных прав, свобод и обязанностей, вытекающих из института гражданства РФ.
Основы гражданства при взаимоотношениях между государствами
Основы гражданства РФ распространяются на лиц даже на международном уровне. В данном спектре сущность принципов заключается в следующем:
- Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на приобретение второго или двойного гражданства, если это предусмотрено международными соглашениями. В остальных случаях закон также не ограничивает подданных, но требует регистрации двойного статуса в ФМС. Данные права являются обязательными и защищаются Конституцией страны.
- Власти России поощряют приобретение российского подданства апатридами (лицами без гражданства) и иностранцами. Стать российским подданным можно различными способами, условие лишь одно – уважение и соблюдение российских законов. А сокращение количества апатридов предусмотрено на международном уровне.
- Нерушимость гражданства при изменении семейного статуса. Этот принцип основан на том, что заключение брака с иностранцем не может повлечь лишение российского подданства. Развод также не влияет на гражданский статус лиц. Гражданская принадлежность несовершеннолетних детей также останется неизменной, если родители решат расторгнуть союз.
Конституцией РФ и федеральными законами установлен ряд принципов, которых придерживается государство:
- любой человек имеет право на получение гражданства;
- статус гражданина РФ для всех одинаковый, независимо от того, каким способом вы его получили;
- политика РФ направлена на приобретение российского гражданства;
- никто не имеет права лишить человека гражданства или изменить его против воли;
- можно иметь двойное гражданство с теми странами, что подписали международный договор;
- выезд за пределы РФ не приостанавливает действие российского гражданства;
- каждый, кто имеет гражданство, получает право на защиту РФ даже за ее пределами.