Транспортный налог в Беларуси в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог в Беларуси в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Меньше придется платить пенсионерам, а также лицам, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста. На 50% размер платы уменьшится для ветеранов ВОВ, инвалидов I и II групп, на четверть – для инвалидов III группы. Но есть нюанс: льгота по снижению ставки транспортного налога на 50% и 25% предоставляется при условии наличия у плательщика действительного водительского удостоверения соответствующей категории.

Для кого предусмотрены льготы

Также сообщается, что более 1,43 млн транспортных средств прошло техосмотр по состоянию на 1 ноября, этот показатель превышает прошлогодний более чем в два раза.

Кто может не платить?

От уплаты сбора освобождаются авто, на которых следуют:

  • лица, выезжающие после похорон в Беларуси членов семьи и близких родственников, при наличии подтверждающих документов

  • иностранцы, выезжающие после пребывания в санаториях и оздоровительных организациях Беларуси при наличии подтверждающих документов

  • иностранцы и лица без гражданства, следующие по документам, «подтверждающим степень тяжести и выраженности затруднений физической активности»

  • иностранцы и лица без гражданства, выезжающие из Беларуси по постановлениям компетентных органов о депортации

  • иностранцы и лица без гражданства, для которых установлен безвизовый порядок въезда в Беларусь и выезда из нее в связи с проведением Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» – при наличии билетов на мероприятия фестиваля

  • граждане Беларуси, направляемые за пределы республики для получения медицинской помощи, при наличии решения специальной комиссии при Минздраве.

Сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты налога

Плательщиками-организациями налоговая декларация (расчет) по транспортному налогу представляется не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата авансовых платежей производится не позднее 22-го числа третьего месяца квартала, за который исчисляется авансовый платеж.

Доплата транспортного налога по итогам налогового периода производится не позднее 22 февраля года, следующего за текущим налоговым периодом.

В случае если суммы уплаченных авансовых платежей превышают сумму исчисленного транспортного налога за налоговый период, излишне уплаченные суммы транспортного налога подлежат зачету либо возврату плательщику в порядке, установленном ст. 66 НК.

Важно!

В счет уплаты авансовых платежей на основании заявления плательщика в порядке, установленном ст. 66 НК, может быть произведен зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней при наличии у него объекта налогообложения по транспортному налогу.

Плательщиком – физическим лицом транспортный налог уплачивается на основании извещения налогового органа установленной формы, ежегодно вручаемого такому плательщику не позднее 1 сентября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата налога плательщиками – физическими лицами производится:

  • ежегодно не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом;

  • в течение 30 календарных дней со дня вручения извещения плательщику – физическому лицу за предшествующие налоговые периоды (см. раздел «Порядок исчисления налога»).

Суммы транспортного налога включаются:

  • плательщиками-организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

  • индивидуальными предпринимателями – в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц (ст. 307-10 НК).

Кто должен платить транспортный налог

Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.

Чтобы было понятно расшифруем, что написано «сухим» канцелярским языком: платеж придется вносить физлицам и организациям, причем независимо от того, участвует авто в дорожном движении или нет. Получается если у вас есть автомобиль придется платить. Есть две машины — платишь за две. Владеете автопарком — будете платить налог за каждое транспортное средство, даже если ездите только на одном.

Наряду с этим, как рассказал первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко на расширенном заседании Палаты представителей по бюджету и финансам, для более справедливого взимания транспортного налога предлагается ряд новшеств. Ставка налога на транспорт в сравнении с действовавшим размером госпошлины снизиться в среднем на 25% для физических лиц и на 15% для организаций. Предусмотрена более глубокая градация ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу от 1,5 до 2,5 т, путем применения шага 250 кг вместо 500 кг. Это более равномерно увеличивает ставки налога с ростом массы автомобиля, то есть для отдельных категорий произойдет дополнительное снижение платежа.

Читайте также:  Как работают судебные приставы по исполнительному листу ?!

При передаче транспортного средства в финансовую аренду с правом выкупа (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель. То есть физическое лицо или организация, купившие машину в лизинг.

Что делать собственникам «автохлама», чтобы не платить налог

Владельцам годами простаивающего без движения «автохлама», чтобы не платить транспортный налог, необходимо до 1 июля 2021 года снять машину с регистрационного учета. Как уточнил Дмитрий Кийко до этой даты предполагается установление упрощенной процедуры снятия с учета транспортных средств, по объективным причинам выбывших из дорожного движения. Поэтому не стоит затягивать и откладывать поход в ближайший МРЭО ГАИ.

Как снять с учета автомобиль на утилизацию для частных автовладельцев, списать и сдать в утиль транспорт, принадлежащий организациям, смотрите по ссылке.

Если машина в аварийном состоянии или не исправна, но пригодна к восстановлению, то её можно продать в таком виде как она есть. Как правильно снять с учета неисправный автомобиль для продажи, информация по ссылке.

Сбор можно уплатить заранее или прямо на границе, если в пункте пропуска есть отделение банка.

В ГПК советуют делать это заблаговременно, чтобы избежать непредвиденных проблем с платежами и быстрее пересечь границу.

Самый простой способ — перечислить деньги онлайн через систему ЕРИП. Для этого в системе расчёта нужно перейти по следующим пунктам:

  • административные процедуры, пошлины, сборы;
  • сбор за пересечение границы;
  • Гродненский/Витебской/Брестский облисполком;
  • сбор за пересечение границы.

Затем необходимо заполнить все графы, указанные на странице, и произвести оплату.

В документе об оплате сбора должны быть:

  • фамилия плательщика или наименование организации;
  • сумма и дата оплаты;
  • регистрационный номер транспортного средства;
  • назначение платежа.

Дорожные сборы в Беларуси для российских водителей

С 2023 года белорусское правительство вводит дорожный сбор для иностранных автомобилистов, включая российских водителей. Сбор будет начисляться на территории Беларуси и зависеть от класса автомобиля и продолжительности пребывания в стране.

Стоимость дорожного сбора для российских граждан будет составлять от 7 до 35 евро в сутки в зависимости от класса автомобиля и продолжительности пребывания в Беларуси. Для автомобилей класса «С» и «D» сроком пребывания в стране свыше 10 дней сбор будет начисляться в размере 35 евро в сутки.

Российские водители могут оплатить дорожный сбор онлайн на официальном сайте белорусского министерства транспорта и коммуникаций, а также на пунктах пограничного контроля при въезде на территорию Беларуси. При оплате онлайн белорусские власти советуют не откладывать оплату до последнего момента, чтобы избежать непредвиденных задержек и проблем.

Также существует возможность оформить пропуск для оплаты дорожного сбора на весь период пребывания в Беларуси, чтобы избежать необходимости оплаты каждый раз при пересечении границы. Для этого необходимо отправить заявку и оплатить сбор на официальном сайте белорусского министерства транспорта и коммуникаций.

Какие документы нужны для оплаты дорожного сбора?

Для оплаты дорожного сбора в Беларуси необходимо иметь при себе ряд документов.

В первую очередь, это прицепление к автомобилю электронного устройства, которое будет фиксировать оплату сбора. Его можно получить в любом пункте пропуска на границе Беларуси.

Также необходимы документы на автомобиль и его водителя. Это водительские права, паспорт, технический паспорт автомобиля и страховой полис ОСАГО.

Если вы находитесь на территории Беларуси более суток, то необходимо зарегистрироваться на месте временного проживания. В таком случае, дополнительно понадобится бланк регистрационной карточки.

Привезенное из-за границы транспортное средство должно быть оформлено на владельца и находиться в его распоряжении. В противном случае необходимо предоставить документы на транспортное средство и разрешение владельца на его использование.

Присутствие у водителя документов является обязательным. В случае отсутствия необходимых документов, вас могут оштрафовать или взыскать дополнительные штрафы за нарушение правил дорожного движения.

Необходимо следить за сроками действия всех документов и их актуальностью, чтобы избежать неприятностей на дороге.

Таким образом, для оплаты дорожного сбора на территории Беларуси необходимо иметь при себе прицепление электронного устройства, документы на автомобиль и его водителя, а также бланк регистрационной карточки, если вы пребываете в стране более суток.

Как рассчитывается сумма налога?

По словам депутата, ставки транспортного налога установлены исходя из разрешенной максимальной массы, вместимости или на одну единицу транспортного средства. Введенный транспортный налог для физических лиц по сравнению с действующей величиной госпошлины снижен на 25 процентов. Кроме того, для легковых автомобилей, имеющих разрешенную массу от 1,5 тонны до 2,5 тонны, произведена дополнительная дифференциация ставок с шагом 250 кг, а не 500 кг, как это было ранее. «При отсутствии сведений о разрешенной максимальной массе транспортного средства ставки транспортного налога устанавливаются в размере минимальной ставки такого налога для соответствующего типа транспортного средства», — уточняет депутат Сергей Стельмашок. По его словам, оплачивать транспортный налог нужно будет ежегодно за фактический период владения автотранспортом в календарном году.

Читайте также:  Порядок прохождения техосмотра автомобиля в Беларуси

Людмила Нижевич приводит пример. Машина снята с учета и продана в июле. Соответственно, предыдущий ее собственник перестает уплачивать налог с первого числа месяца, следующего за месяцем (в данном случае с 1 августа), в котором транспортное средство снято с учета. Следовательно, новому владельцу налог начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем регистрации.

Как рассчитать налог?

Размер утилизационного сбора для каждой единицы транспорта внутри страны рассчитывается индивидуально и зависит от типа авто, его возраста, объема двигателя и назначения. Например, при ввозе электромобиля возрастом до 3 лет нужно оплатить 544,5 рублей, старше 7 лет — 1225,1 рублей. Для авто с двигателями внутреннего сгорания сбор стартует от 1652,2 руб и может достигать десятков тысяч рублей – чем старше машина, чем мощнее ее двигатель, тем выше будет цена.

Отметим, что расчет утилизационного сбора для физических лиц и для юридических лиц не отличается. Ниже приводим актуальные ставки, утвержденные Советом Министров Республики Беларусь с 1 января 2021 года:

№ п/п Транспортные средства (ТС) по видам и категориям согласно ТР/ТС 018/2011 Ставки утилизационного сбора в зависимости от даты выпуска транспортного средства
До 3х лет От 3х до 7 лет Старше 7 лет
1 ТС с электродвигателем:
— М1 544,5 816,7 816,7
— М2 (более 8 мест для сидения кроме места водителя, масса до 5 тонн), М3 (более 8 мест для сидения кроме места водителя, масса более 5 тонн) 4900,5 8167,5 8167,5
2 ТС М1 с ДВС:
— не более 1000 куб. см. 1652,2 5771,7 8657,6
— от 1000 до 2000 куб.см. 6115,2 8995,1 13492,7
— от 2000 до 3000 куб. см. 9652,7 17554,7 26332,1
— от 3000 до 3500 куб. см. 8898,6 31036,5 46554,8
более 3500 куб.см. 15253,7 38125,9 57188,9
3 ТС М2, М3 с ДВС:
— не более 2500 куб. см. 4900,5 8167,5 12251,3
— от 2500 до 5000 куб.см. 9801,0 24502,5 36753,8
— от 5000 до 10000 куб. см. 13068,0 35937,0 53905,5
более 10000 куб.см. 16335,0 42471,0 63706,5
4 Все ТС категории N, т.е. не менее 4 колес, предназначены для перевозки грузов массой:
— до 2,5 т. 4083,7 7187,4 10781,1
— от 2,5 до 3,5 т. 6534,0 10209,4 15314,1
— от 3,5 до 5 т. 8167,5 13068,0 19602,0
— от 5 до 8 т. 8984,2 37243,8 55865,7
— от 8 до 12 т. 10944,4 56437,5 84656,3
— от 12 до 20 т. 12006,3 82165,0 123247,5
— от 20 до 30 т. 12600,0 86300,0 129450,0
— от 30 до 50 т. 23685,7 96376,5 144564,8
5 Самосвалы массой:
— от 50 до 80 т. 111078,0 253029,1 379543,7
— от 80 до 350 т. 204187,5 261360,0 392040,0
— от 350 т. 302197,5 326700,0 490050,0
6 Прицепы и полуприцепы массой свыше 10т. 38640,0 57960,0

Как платить прошедшим техосмотр

Те, кто добросовестно, и главное, не пропуская сроков, посещал станции техосмотра, а значит, до недавнего времени исправно платил транспортный налог, в этом году не получат извещения от МНС. Здесь все зависит от возраста авто и уплаты налога, который раньше был привязан к прохождению техосмотра. Разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении должно действовать не позднее 1 января 2021 года.

Поясним на примере. Новая машина куплена владельцем в салоне в мае 2019 года. Вместе с покупкой авто проходится техосмотр и оплачивается дорожный сбор. Следующий техосмотр (у новых машин через два года) проводится в июне 2021-го. Значит, разрешение на допуск действительно, поскольку выдано ранее 1 января 2021 года. Владелец такой машины не получит извещение на уплату авансового платежа в этом году. Транспортный налог за 2021 год он уплатит после получения извещения, но уже в сентябре 2022-го.

Теперь о том, какую сумму налога заплатит этот автовладелец. Если срок действия техосмотра, а значит, и предыдущего дорожного налога закончился в мае 2021 г., то новый налог будет подсчитан пропорционально календарным месяцам, начиная с июня.

Поясним на примере. Для автомобиля массой не более 1,5 т размер годовой пошлины — 61 рубль. Значит, за один месяц нужно уплатить 61:12=5,083 рубля. Умножаем эту сумму на количество месяцев в 2021 г., начиная с июня: 5,083*7=35,581 рубля. Такую сумму налога за 2021-й заплатит автовладелец, но уже в 2022 году. В 2023-м он оплатит транспортный налог за весь 2022-й.

Читайте также:  Какое наказание грозит по ч.2 ст.228 УК РФ? Первый раз попался.

Еще примеры.

Автовладелец уплатил госпошлину и прошел техосмотр на автомобиле старше 10 лет в июле 2020 года. Срок действия разрешения, а значит, и предыдущего налога, истек 31 июля 2021 г. Значит, его транспортное средство освобождается от уплаты транспортного налога на период срока действия разрешения, т. е. с 1 января по 31 июля 2021-го. В 2022 г. ему насчитают госпошлину с августа по декабрь 2021 г., т. е. за пять месяцев.

Еще вариант. Автовладелец уплатил госпошлину в декабре 2020 года, а техосмотр прошел в январе 2021-го. Поскольку необходимое разрешение получено им уже в 2021 г., когда выдача разрешения не являлась объектом обложения государственной пошлиной, то гражданин обязан уплатить транспортный налог за 2021 г., и ему придет уведомление об авансовом платеже уже в этом году. Госпошлина, уплаченная автовладельцем в 2020 г., подлежит возврату либо зачету в счет уплаты налогов, в том числе транспортного налога.

И такой вариант. Автовладелец машины старше 10 лет проходил техосмотр в предыдущие годы, но с небольшими перерывами. Например, действие его разрешения на допуск (т. е. срок оплаты предыдущего дорожного налога) заканчивалось в октябре 2020 г., а в феврале 2021 г. он снова прошел техосмотр, но ничего не уплачивал. Получается, что на 1 января 2021 г. предыдущий дорожный сбор не был уплачен. В таком случае владельцу придет авансовое письмо из налоговой уже в этом году. В 2022 г. для автомобиля, например, массой от 1,5 до 1,75 т придется доплатить 81-29=52 рубля.

Зачем платить транспортный налог?

Государственный налог, который оплачивается во время прохождения технического осмотра машины, водители начали оплачивать, начиная с четырнадцатого года. Правительство, таким образом, решило пополнить казну, все вырученные средства от оплаты налогов, а также плата за проезд по платным дорогам, идут на строительство, ремонт дорог. Согласно подсчетам, принятому на двадцатый год бюджету, в государственную казну Беларуси поступит примерно двести семьдесят миллионов белорусских рублей от платы за проезд по платным дорогам, триста три миллиона рублей составят поступления от оплаты транспортного налога.

Из общей суммы около ста пятидесяти миллиона рублей будет разделено по местным бюджетам для ремонта дорог в районе, области. Вначале двадцатого года на рассмотрение был внесен проект об изменениях системы оплаты транспортного налога, поэтому какой будет окончательной ставка транспортного налога в Беларуси 2021 пока неизвестно.

Каковы преимущества использования платных дорог в Беларуси?

Безопасность: Благодаря платным дорогам на территории Беларуси обеспечивается высокий уровень безопасности для водителей и пассажиров. Дороги регулярно обновляются, маркированы, есть четкое освещение и современные системы связи.

Комфорт: Платные дороги в Беларуси позволяют избежать пробок, компенсируя потери времени на поездки в неприятных условиях. Дороги хорошо поддерживаются в хорошем состоянии, что позволяет автомобилистам комфортно и безопасно передвигаться по всей территории страны.

Экономия времени и денег: Если вы ориентированы на быстрое передвижение на автомобиле, то платная дорога станет отличным выбором. Стоимость ее использования сравнима с другими средствами передвижения, а вы сэкономите время, не стоя в пробках.

Организованность системы: Платный участок дороги — это, прежде всего, организованное пространство с разметкой, светофорами и заправками. Благодаря этому необходимые услуги всегда находятся неподалеку, а необходимые навыки и умения никогда никуда не исчезают.

Экологичность: Отсутствие пробок и повышенных скоростей на дорогах сокращает количество выхлопных газов и уменьшает нагрузку на окружающую среду. Более экономичный способ использования ресурсов способствует сохранению экологии.

Развитый транспортный потенциал: В Беларуси платные дороги — это неотъемлемая часть ее развитого транспортного потенциала. Это позволяет стране поддерживать на высоком уровне туризм, а также развивать отрасли, связанные с логистикой, которые значимы для многих экономических секторов.

В каких случаях использование платных дорог в Беларуси нецелесообразно?

Хотя использование платных дорог в Беларуси может иметь свои преимущества, в некоторых случаях это нецелесообразно. Например:

  • Когда есть альтернативные маршруты — если вы не спешите и не нуждаетесь в быстром перемещении через Беларусь, может быть лучше выбрать бесплатные дороги или другие маршруты, заодно увидеть достопримечательности и познакомиться с культурой страны.
  • Если вы не часто путешествуете по Беларуси — если вы ездите через Беларусь только изредка или вообще никогда, не стоит покупать специальный электронный пропуск, который может потребоваться для оплаты проезда на платных дорогах.
  • Если вы едете на очень короткое расстояние — если вы едете на очень короткое расстояние, возможно, использование платной дороги не оправдает своих расходов. В этом случае лучше выбрать бесплатные дороги или другие маршруты.

В целом, использование платных дорог в Беларуси имеет свои преимущества, но вам следует оценить, стоит ли это вашего времени и денег в конкретной ситуации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *