Противопожарные требования к дверям эвакуационных выходов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Противопожарные требования к дверям эвакуационных выходов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Пути эвакуации должны освещаться. Если имеется возможность, следует обеспечить естественное освещение. Кроме того, должно иметься искусственное освещение на всей протяженности. Должны иметься как работающие постоянно осветительные приборы, так и специальные варианты, которые будут работать в аварийной ситуации, чтобы люди смогли двигаться к выходу, ориентируясь на световые дорожки.

Противопожарные требования к путям эвакуации

Необходимы фотолюминисцентные планы эвакуации. При задымлении, нарушении подачи электроэнергии они будут служить указателем, ориентиром. Символы должны быть четкими, не слишком маленькими по размеру.

Проходы нельзя захламлять. Любые отходы, мусор, выставленная в коридор мебель или техника создадут дополнительную преграду, которая станет причиной замедления продвижения эвакуирующихся. Нельзя устанавливать препятствия и намеренно: установка не предусмотренных в планировке турникетов, замков, перегородок запрещена.

Если ведущий на улицу выход не соответствует установленным стандартам, он называется аварийным. Такой проход является запасным. На планах его не обозначают.

Со второго и более высоких этажей эвакуационные и аварийные выходы ведут на лестницы, с которых можно спуститься на первый. Иногда спуститься получается сразу на улицу.

Существует ряд требований к эвакуационным лестницам. В детских садах, яслях, домах престарелых, больницах, предназначенных для сна корпусах интернатов ширина пролета должна составлять не меньше 1,35 м. Если в здании на любом уровне может одновременно находиться не больше 200 человек, показатель равняется 1,2 м. Лестницы, ведущие к 1 обслуживаемому рабочему месту, могут иметь ширину от 70 см. Для всех остальных вариантов разрешается ширина от 90 см.

Различают разные типы эвакуационных лестниц. В зависимости от типа предъявляются требования. Существуют наружные и внутренние открытые варианты, внутренние в составе лестничных клеток.

У ведущей к выходу в безопасное место лестницы может быть не больше 18 ступенек. Высота ступеней должна варьироваться в пределах от 25 до 29 см, длина одной ступени может составлять от 22 см и больше.

Правила часто нарушают, из-за чего пожарная эвакуация проводится неправильно, увеличивается вероятность гибели людей в огне.

По своду правил системы противопожарной защиты эвакуационные пути и выходы должны иметь высоту не меньше 1,9-2 м. Часто устанавливаются более низкие двери.

Выходы всегда открыты, чтобы не возникали препятствия для покидающих горящее помещение. Это правило особенно часто нарушается в детских учреждениях: двери запирают, чтобы школьники и дошколята не покидали здание школы или детского сада в неположенное время. В случае пожара это нарушение может стать причиной гибели детей, поскольку проход может не быть вовремя открыт.

Ширина лестничных пролетов нередко оказывается меньше положенной. При эвакуации людей на носилках или в инвалидной коляске может возникать затруднение: широкое оборудование будет непросто транспортировать вниз.

Выходы могут быть завалены мусором, строительным оборудованием. Часто мебель выставляют в коридоры, по которым люди должны идти к эвакуационным выходам.

Коридоры часто отделывают материалами, которые могут воспламениться.

Дверные проемы часто делают уже, чем положено. Из-за этого при возникновении аварийной ситуации, когда все стремятся быстрее покинуть строение, в дверях возникает давка, где люди могут получить механические повреждения. Кроме того, выйти из помещения становится сложнее, увеличивается вероятность гибели людей в огне.

На окнах первого этажа часто устанавливают решетки. Такая мера защищает от проникновения грабителей, но является нарушением правил пожарной безопасности: люди не смогут покинуть здание через оконные проемы.

В неисправном состоянии может находиться пожарная сигнализация. Иногда огнетушитель отсутствует. Возможен и вариант, когда приспособление для тушения пожара находится в неисправном состоянии.

Отсутствовать может система, устраняющая задымление. Если дым не может покинуть помещение, концентрация токсичных веществ в нем увеличивается. Человек может потерять сознание.

Аварийное освещение и люминисцентные указатели также есть не везде. Поскольку во время пожара электроснабжение часто нарушается, свет может выключиться. В темноте людям будет затруднительно сориентироваться в пространстве, особенно если локация плохо им знакома.

Не соблюдается количество выходов. Часто следует устанавливать большее количество дверей, чтобы все люди своевременно смогли покинуть помещение.

Судебная практика показывает, что нарушения требований организации, эксплуатации и оснащения эвакуационных путей и выходов в зданиях — явление распространенное. За последние 5 лет из-за несоблюдения положений свода правил «СП 1.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» на рассмотрении в судебных инстанциях оказалось свыше 1 600 дел, из них 24 дошло до Верховного Суда РФ. Именно этот свод правил — наряду с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности и Правилами противопожарного режима — является определяющим в принятии решений по данному вопросу. Проблема стоит настолько остро, что МЧС России выпустило за указанный период 8 информационных писем, дополнительно разъясняющих требования СП 1.13130.2009.

Рассмотрим ключевые аспекты, которые надлежит знать собственникам, арендаторам и техническим службам зданий в отношении обустройства путей и выходов эвакуации, и, в кон��чном итоге, создании условий обеспечения спасения людей в случае пожара.

1 . Определения и классификации Технического регламента о пожарной безопасности

Напомним, что свод правил СП 1.13130.2009 включен приказом Росстандарта от 16 апреля 2014 года № 474 в список документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Регламент). Термины и определения, приведенные в Регламенте, имеют приоритет перед понятиями документов нижестоящего уровня при различиях в формулировке, или расширяются ими при отсутствии противоречий.

Итак, эвакуацией называют процесс движения людей в безопасную зону или наружу из помещений с риском воздействия опасных факторов пожара. Этот процесс должен быть:

· организованным и своевременным, т.е. осуществляться по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы,

· беспрепятственным и безопасным, причем без учета применяемых средств пожаротушения и противодымной защиты,

· самостоятельным, либо с помощью служебного персонала, если эвакуируется маломобильное население.

Для более полного понимания терминологии стоит осознавать разницу между терминами «эвакуация» и «спасение». Последнее осуществляется как вынужденная мера:

· в отношении людей, которые уже подверглись опасным факторам пожара или для которых существует непосредственная угроза их воздействия,

· не только при помощи эвакуационных, но также аварийных и любых других выходов,

· с применением всех доступных средств, методов и мероприятий защиты от пожара,

· преимущественно извне и при помощи спасателей или иных обученных людей.

Эвакуационные пути — это маршруты передвижения людей, выводящие в безопасную зону или наружу из здания.

Эвакуационные выходы двери и проемы, расположенные на пути эвакуации и, в конечном счете, завершающие маршрут эвакуации людей в безопасную зону или наружу из здания. Их нельзя путать с аварийными выходами, применяемыми как дополнительные средства безопасности для спасения людей при пожаре, которые не принимаются в расчет при оценке соответствия путей и выходов эвакуации требуемым габаритам и количеству.

Пути и выходы эвакуации должны удовлетворять всем требованиям безопасности для осуществления действий по эвакуации, иначе выходы, не отвечающие требованиям, предъявляемым к эвакуационным, при проверке будут рассматриваться как аварийные.

V. Общие требования охраны труда при проведении производственных процессов и эксплуатации технологического оборудования в строительном производстве

89. Для предупреждения воздействия на работников вредных производственных факторов (неблагоприятного микроклимата, шума, вибрации, пыли и вредных веществ в воздухе рабочей зоны) необходимо:

  • Определить участки работ, на которых могут возникнуть вредные производственные факторы, обусловленные технологией и условиями выполнения работ
  • Определить средства защиты работников
  • Предусматривать при необходимости специальные меры по хранению опасных и вредных веществ

90. При проведении строительного производства с применением строительных машин, механизмов или иного технологического оборудования необходимо предусматривать:

  • Выбор типов машин, мест их установки и режимов работы в соответствии с параметрами, предусмотренными технологией работ и условиями производства работ
  • Вероприятия, ограничивающие зону действия машин для предупреждения возникновения опасной зоны в местах нахождения людей, а также применение ограждений зоны работы машин
  • Особые условия установки машин в зоне призмы обрушения грунта, на насыпном грунте или косогоре

91. Ввод в эксплуатацию стационарного технологического оборудования, установленного на строительных площадках (бетонных или растворных заводов, строительных подъемников, компрессорных станций и тому подобное), производится совместным решением работников, ответственных за обеспечение охраны труда при проведении строительных работ на данной площадке и безопасную эксплуатацию данного вида оборудования.

92. Включение (запуск) и эксплуатация транспортных средств, строительных машин, технологического оборудования и других средств механизации должны производиться работником, за которым они закреплены, имеющим право управления этим средством.

Оставлять без надзора транспортные средства, строительные машины, технологическое оборудование и другие средства механизации с работающим (включенным) двигателем запрещается.

93. Перед началом выполнения работ в ограниченных и замкнутых пространствах, в которых возможно появление опасного газа, в том числе в емкостях, колодцах, траншеях и шурфах, необходимо провести анализ воздушной среды.

При появлении опасных газов производство работ в данном месте следует приостановить и продолжить их только после обеспечения рабочих мест вентиляцией (проветриванием) и (или) работников необходимыми средствами индивидуальной защиты.

94. Запрещается использование полимерных материалов и изделий с взрывоопасными и токсичными свойствами, а также строительное сырье и материалы, в том числе полимерные и синтетические материалы, производственные отходы для повторной переработки и использования, лом черных и цветных металлов (металлолом) без ознакомления с инструкциями по их применению.

95. При хранении материалов, содержащих вредные или взрывоопасные растворители, должны быть исключены риски возникновения возгорания и выделения вредных веществ.

96. Перед проведением технического обслуживания и ремонта технологического оборудования и механизмов они должны быть приведены в состояние, при котором исключена возможность самопроизвольного включения и приведения их в действие. На пусковых устройствах, обеспечивающих включение (отключение) электропитания, должны быть вывешены плакаты, указывающие, что оборудование находится в ремонте и пуск его запрещен. Приводные ремни должны быть сняты с рабочих шкивов, под пусковые педали поставлены соответствующие подкладки.

При проведении технического обслуживания и ремонта сборочные единицы оборудования или транспортного средства, имеющие возможность перемещаться под воздействием собственной массы, должны быть заблокированы механическим способом или опущены на опору с исключением возможности их самопроизвольного перемещения.

Ремонт оборудования и механизмов во время их работы запрещается.

97. Снимаемые при ремонте части оборудования должны устойчиво размещаться на специально отведенных местах. Круглые детали следует укладывать с применением упоров.

Съем узлов и деталей станка необходимо производить с применением специальных приспособлений и устройств.

98. Работы на высоте, в том числе с применением средств механизации, оснастки, приспособлений и средств подмащивания (электротали, домкраты, грузовые лебедки, люльки, подмости, передвижные леса, лестницы, стремянки), переносных ручных машин и инструмента (электродрели, электропилы, рубильные и клепальные пневматические молотки, кувалды, ножовки и другие), должны производиться в соответствии с правилами по охране труда при работе на высоте, утверждаемыми Минтрудом России в соответствии с подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. №610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №26, ст.3528).

Работники, эксплуатирующие средства механизации, оснастку, приспособления, средства подмащивания, переносные ручные машины и инструмент до начала работ должны быть обучены безопасным методам и приемам работ с их применением в соответствии с требованиями охраны труда, инструкций изготовителей и инструкций по охране труда, разработанных работодателем.

99. Лебедки, применяемые для перемещения подъемных подмостей и устанавливаемые на земле, должны быть загружены балластом, вес которого должен не менее чем в два раза превышать тяговое усилие лебедки.

Читайте также:  Как получить справку 2 ндфл на работе

Балласт должен быть закреплен на раме лебедки. Количество витков каната на барабане лебедки при нижнем положении груза должно быть не менее двух.

100. Поверхность грунта, на которую устанавливаются средства подмащивания, должна быть спланирована (выровнена и утрамбована) с обеспечением отвода с нее поверхностных вод. В тех случаях, когда невозможно выполнить эти требования, средства подмащивания оборудуются регулируемыми опорами для обеспечения горизонтальности установки или временными опорными сооружениями, обеспечивающими горизонтальность установки средств подмащивания.

101. Средства подмащивания, расположенные в непосредственной близости от проездов транспортных средств, должны быть ограждены отбойными брусами.

102. Подвесные лестницы и площадки, применяемые для работы на конструкциях, должны устанавливаться и закрепляться на монтируемые конструкции до подъема последних.

103. Места установки приставных лестниц на участках движения транспортных средств или людей надлежит на время производства работ ограждать или охранять.

Строительные леса и другие средства подмащивания с площадками, огражденными перилами, следует применять при проведении работ:

  • Около и над вращающимися работающими машинами, транспортерами
  • С использованием ручных машин и порохового инструмента
  • Газосварочных и электросварочных работ
  • По натяжению проводов и поддержанию на высоте тяжелых деталей

IV. Требования охраны труда, предъявляемые к организации рабочих мест


47. На рабочих местах безопасность оборудования и производственных процессов должна обеспечиваться в соответствии с требованиями эксплуатационно-технической документации, а условия труда должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.

48. При организации рабочих мест безопасность работников должна обеспечиваться:

  • Защитой работников от опасности, создаваемой движущимися частями технологического оборудования, изделиями, заготовками и материалами, отлетающими частицами обрабатываемого материала и брызгами смазочно-охлаждающих жидкостей
  • Соблюдением требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений, кранов-манипуляторов, кранов-трубоукладчиков, подъемников с рабочими платформами, строительных подъемников, лифтов, паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, установок газового оборудования
  • Рациональным размещением технологического оборудования в производственных помещениях и вне их и обеспечением безопасного расстояния между оборудованием и стенами, колоннами, безопасной ширины проходов и проездов

49. Места временного или постоянного нахождения работников, не участвующих непосредственно в проведении строительного производства, должны располагаться за пределами опасных зон.

50. При организации рабочих мест, связанных с использованием строительных машин и иного технологического оборудования, в целях устранения вредного воздействия шума должны применяться:

  • Технические средства (уменьшение шума машин в источнике его образования, применение технологических процессов, при которых уровень звукового давления на рабочих местах не превышает допустимый)
  • Строительно-акустические мероприятия
  • Дистанционное управление шумными машинами, средства индивидуальной защиты
  • Организационные мероприятия (выбор рационального режима труда и отдыха, сокращение времени нахождения в шумных условиях, лечебно-профилактические и другие мероприятия)

Рабочие зоны с превышенным допустимым уровнем шума должны быть обозначены знаками безопасности. Работа в этих зонах без использования средств индивидуальной защиты запрещается.

51. Для снижения вредного воздействия общей вибрации на работников при организации рабочих мест следует предусмотреть возможность реализации защитных мер, включая (в порядке приоритетности): замену оборудования, применение конструктивных мер снижения уровней вибрации, уменьшение времени контакта с вибрирующими поверхностями, применение средств коллективной защиты, а для защиты от локальной вибрации – применение средств индивидуальной защиты.

52. При осуществлении производственных процессов в условиях повышенной запыленности, соответствующей вредным (опасным) условиям труда, работодатель обязан принять меры к снижению концентрации пыли до допустимых уровней или обеспечить работников средствами индивидуальной защиты органов дыхания.

53. Места проведения строительного производства с использованием пылевидных материалов, а также рабочие места у машин для дробления, размола и просеивания этих материалов должны быть обеспечены аспирационными или вентиляционными системами (проветриванием).

Управление затворами, питателями и механизмами на установках для переработки извести, цемента, гипса и других пылевых материалов следует осуществлять с выносных пультов.

54. Проемы в стенах при одностороннем примыкании к ним настила (перекрытия) должны ограждаться, если расстояние от уровня настила до нижнего проема менее 0,7 м.

55. Проходы на рабочих местах и к рабочим местам должны отвечать следующим требованиям:

  • Ширина одиночных проходов к рабочим местам и на рабочих местах должна быть не менее 0,8 м
  • Высота проходов в свету должна быть не менее 2 м

56. При расположении рабочих мест на перекрытиях воздействие нагрузок на перекрытие от размещенных строительных материалов, оборудования, оснастки и людей не должно превышать расчетные нагрузки на перекрытие, предусмотренные организационно-технологической документацией на производство работ.

57. Опасные зоны, находящиеся внизу под местом выполнения работ на высоте, необходимо определять, обозначать и ограждать в соответствии с правилами по охране труда при работе на высоте, утверждаемыми Минтрудом России в соответствии с подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации.

58. Перекрытие лифтовых шахт должно производиться на каждом этаже.

VI. Требования охраны труда при разборке (разрушении) зданий и сооружений при их реконструкции или сносе


104. Работодатель обязан в рамках СУОТ с учетом пункта 5 Правил разработать мероприятия обеспечивающие безопасность работников, связанных с опасностями и их источниками, представляющих угрозу жизни и здоровью работников при разборке (разрушении) зданий и сооружений (далее – строения) в процессе их реконструкции или сноса.

105. Разборку (разрушение) строений необходимо осуществлять на основе решений, предусмотренных в организационно-технологической документации на производство работ. Указанные решения должны быть приняты после проведения обследования общего состояния строения, а также фундаментов, стен, колонн, сводов и прочих конструкций. По результатам обследования составляется акт, на основании которого принимается решение о:

  • Выборе метода проведения разборки (разрушения)
  • Установлении последовательности выполнения работ, исключающих самопроизвольное обрушение конструкций
  • Установлении опасных зон при принятом методе разборки (разрушении)и применении при необходимости защитных ограждений
  • Временном или постоянном закреплении или усилении конструкций разбираемого строения с целью предотвращения случайного обрушения конструкций
  • Мероприятиях по пылеподавлению в процессе разрушения конструкций и их погрузке
  • Мерах безопасности при работе на высоте
  • Схемах строповки при демонтаже конструкций и оборудования

Требования к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан

В целях обеспечения безопасности граждан:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2011 года прилагаемые «Требования к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан» (далее — Требования).

2. Начальникам Департамента пассажирских сообщений Верховых Г.В., Департамента капитального строительства Тихонову А.Б., Департамента безопасности движения Волкову А.Н., Департамента автоматики и телемеханики Балуеву Н.Н., Департамента электрификации и электроснабжения Федотову А.А., Центральной дирекции управления движением Миронову А.Ю., Центральной станции связи Маневичу П.Ю., Дирекции железнодорожных вокзалов Абрамову С.Б., руководителям филиалов ОАО «РЖД», генеральному директору ОАО «Росжелдорпроект» Вотолевскому B.Л. (по согласованию) обеспечить:

доведение Требований до сведения причастных работников;

проектирование и строительство пассажирских платформ выполнять с учетом данных Требований.

СНиП II-89-80 от 1982-01-01. Генеральные планы промышленных предприятий Часть 2

Пути эвакуации должны освещаться. Если имеется возможность, следует обеспечить естественное освещение. Кроме того, должно иметься искусственное освещение на всей протяженности. Должны иметься как работающие постоянно осветительные приборы, так и специальные варианты, которые будут работать в аварийной ситуации, чтобы люди смогли двигаться к выходу, ориентируясь на световые дорожки.

Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий с численностью 50 и более человек на этаже.

Маршруты движения транспорта и перемещения людей должны быть изолированы друг от друга и обозначены соответствующими знаками и разметкой.

На предпортальных участках, где крутые откосы выемок, подпорные стены и другие устройства не позволяют разместиться работникам сбоку от рельсовой колеи, место работ должно ограждаться сигналами остановки с выдачей предупреждений на поезда.

Для улучшения видимости камеры и ниши (по периметру) должны быть окрашены в белый цвет или обрамлены плитками белого цвета. На стенках тоннеля стрелками должны указываться направления к ближайшим камерам и нишам.

Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуирующихся через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.

Помимо этого, в данный перечень внесли изменения в части, касающейся помещений с одновременным пребыванием не более 15 человек и путей эвакуации, предназначенных не более чем для 15 человек, наружных дверей зданий, расположенных в северной строительной климатической зоне, а также дверей, установленных в перегородках, разделяющих коридоры здания.

В зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 при общей площади квартир на этаже здания (секции для зданий секционного типа) менее 500 м2 и одном эвакуационном выходе с этажа из каждой квартиры, расположенной на высоте более 15 м, кроме эвакуационного выхода, должен предусматриваться аварийный выход.

Правила и нормы установки пожарных извещателей

Каким кремом следует смазывать открытые части тела работникам при сильных морозах до выхода на открытый воздух? Двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах. Двери этих помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.

Разрешили применять турникеты и распашные ворота на эвакуационных выходах в вестибюлях, если есть распашная калитка.

При проведении строительного производства на обособленном участке принятие мер по обеспечению безопасности и охраны труда работников и организации противопожарных мероприятий возлагается на лицо, осуществляющее строительные работы.

Части здания различной функциональной пожарной опасности, разделенные противопожарными преградами, должны быть обеспече­ны самостоятельными эвакуационными выходами.

Приложение 4. Устройства электроснабжения

Эвакуационные выходы из подвальных этажей следует предусматривать таким образом, чтобы они вели непосредственно наружу и были обособленными от общих лестничных клеток здания, сооружения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Из технических этажей, предназначенных только для прокладки инженерных сетей, допускается предусматривать аварийные выходы через двери с размерами не менее 0,75х 1,5 м, а также через люки с размерами не менее 0,6 х 0,8 м без устройств эвакуационных выходов.

Согласно пункта 4.2.24 СП 1.13130.2020 двери эваковыходов из помещений и коридоров, которые защищены противодымной вентиляцией, а также двери в перегородках коридоров оснащаются устройствами самозакрывания, что, как мы выяснили, дверные доводчики.

Выходы из подвалов и цокольных этажей допускается устраивать через лестничную клетку жилой части в зданиях до 5 этажей. Данные выходы должны быть отделены в пределах первого этажа от выхода из жилой части противопожарными перегородками 1-го типа.

Примечание: на остекленных дверях в детских дошкольных учреждениях, школах, в домах отдыха и санаториях для родителей с детьми, как правило, должны предусматриваться защитные решетки до высоты не менее 1,2 м с обеих сторон двери.

СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Наш текущий документ, который мы изучали в течении пяти последних уроков и который мы сегодня наконец завершим, – Свод Правил 1.13130-2009 «Системы противопожарной защиты.
Настоящий свод правил разработан в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 22 июля 2008 г.

Примечание: в общую площадь квартир включается площадь всех помещений квартир, а также площадь их балконов (лоджий).

СП 1.13130.2012 Эвакуационные пути и выходы

120. Работодатель обязан в рамках СУОТ с учетом пункта 5 Правил проанализировать опасности и их источники, представляющие угрозу жизни и здоровью работников при выполнении работ с размещением рабочих мест в выемках и траншеях, связанных со вскрытием грунта на глубину более 30 см (за исключением пахотных работ), забивкой и погружением свай при возведении объектов и сооружений всех видов, подземных и наземных инженерных сетей, коммуникаций, а равно отсыпка грунтом на высоту более 50 см (далее – земляные работы).

121. При наличии профессиональных рисков, вызванных установленными опасностями, безопасность земляных работ должна быть обеспечена на основе выполнения требований по охране труда, содержащихся в организационно-технологической документации на производство работ:

  • Определение безопасной крутизны незакрепленных откосов котлованов, траншей (далее – выемки) с учетом нагрузки от строительных машин и грунта
  • Определение типов и конструкций крепления стенок котлованов и траншей, мест и технологии их установки, а также места установки лестниц для спуска и подъема людей
  • Выбор типов машин, применяемых для разработки грунта, и мест их установки
  • Дополнительные мероприятия по контролю и обеспечению устойчивости откосов в связи с сезонными изменениями

122. С целью исключения размыва грунта, образования оползней, обрушения стенок выемок в местах производства земляных работ до их начала необходимо обеспечить отвод поверхностных и подземных вод.

Читайте также:  Инвентаризация перед годовой отчетностью за 2022 год

Место производства работ должно быть очищено от валунов, деревьев, строительного мусора.

123. Производство земляных работ в охранной зоне кабелей высокого напряжения, действующего газопровода, других коммуникаций, а также на участках с возможным патогенным заражением почвы (свалки, скотомогильники, кладбища и тому подобное) необходимо осуществлять по наряду-допуску.

Производство работ в этих условиях следует осуществлять под непосредственным наблюдением руководителя (производителя) работ, а в охранной зоне кабелей, находящихся под напряжением, или действующих газопроводов, кроме того, под наблюдением работников организаций, эксплуатирующих эти коммуникации.

124. Разработка грунта в непосредственной близости от действующих подземных коммуникаций допускается только при помощи лопат, без помощи ударных инструментов.

Применение землеройных машин в местах пересечения выемок с действующими коммуникациями, не защищенными от механических повреждений, разрешается по согласованию с организациями – владельцами коммуникаций.

125. В случае обнаружения в процессе производства земляных работ не указанных в организационно-технологической документации на производство работ коммуникаций, подземных сооружений или взрывоопасных материалов земляные работы должны быть приостановлены.

126. При размещении рабочих мест в выемках их размеры должны быть достаточными для размещения конструкций, оборудования, оснастки, проходов на рабочие места шириной не менее 0,6 м, а также необходимое пространство в зоне выполнения работ.

127. Выемки, разрабатываемые на улицах, проездах, во дворах населенных пунктах, а также в других местах возможного нахождения людей, должны быть ограждены защитными ограждениями. На ограждении необходимо устанавливать предупредительные надписи и (или) знаки, а в ночное время – сигнальное освещение.

128. Для прохода людей через выемки должны быть устроены переходные мостики.

Для прохода на рабочие места в выемки следует устанавливать трапы или маршевые лестницы шириной не менее 0,6 м с ограждениями или приставные лестницы (деревянные — длиной не более 5 м).

129. При производстве работ нахождение работников в выемках с вертикальными стенками без крепления в песчаных, пылевато-глинистых и талых грунтах допускается при расположении этих выемок выше уровня грунтовых вод, при отсутствии в непосредственной близости от них подземных сооружений, а также на глубине не более:

  • В неслежавшихся насыпных и природного сложения песчаных грунтах – 1,0 м
  • В супесях – 1,25 м
  • В суглинках и глинах – 1,5 м

Допускается увеличение указанной глубины расположения выемок в мерзлых грунтах, кроме сыпучемерзлых, на величину глубины промерзания грунта, но не более чем на 2 м, при среднесуточной температуре воздуха ниже минус 2°С.

Производство работ, связанных с нахождением работников в котлованах, траншеях и выемках с откосами без креплений в нескальных грунтах выше уровня грунтовых вод (с учетом капиллярного поднятия) или в грунтах, осушенных с помощью искусственного водопонижения, допускается при глубине выемки и крутизне откосов согласно организационно-технологической документации с учетом крутизны откосов в зависимости от вида грунта, предусмотренной приложением N 4 к Правилам. При напластовании различных видов грунта крутизну откосов устанавливают по наименее устойчивому виду грунта от обрушения откоса.

130. Крутизна откосов выемок глубиной более 5 м, а также глубиной менее 5 м при гидрологических условиях и определенных видах грунтов, а также выемок, разработанных в зимнее время, при наступлении оттепели и откосов, подвергающихся увлажнению, должны устанавливаться организационно-технологической документацией на строительное производство.

131. При установке креплений верхняя часть их должна выступать над бровкой выемки не менее чем на 15 см.

132. Перед допуском работников в выемки глубиной более 1,3 м работником, ответственным за обеспечение безопасного производства работ, должны быть проверены состояние откосов, а также над��жность крепления стенок выемки.

Валуны и камни, а также отслоения грунта, обнаруженные на откосах, должны быть удалены.

Правила устройства электроустановок действуют в виде отдельных разделов и глав седьмого издания и действующих разделов и глав шестого издания. Все главы ПУЭ — Приказ Минэнерго РФ от 08.07.2002 №ПУЭ «Правилами устройства электроустановок».

Приведены главы Правил устройства электроустановок (ПУЭ) седьмого издания, содержащие общие требования к распределительным устройствам и низковольтным комплектным устройствам напряжением до 1 кВ переменного тока и до 1,5 кВ постоянного тока, стационарным распределительным устройствам и трансформаторным подстанциям переменного тока напряжением выше 1 кВ.

Для инженерно-технического персонала, занятого проектированием, монтажом, наладкой и эксплуатацией электроустановок.

  • Проектирование
  • Электроремонтные и электроизмерительные работы
  • Обучение по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности, теплоэнергетике
  • Хранить (а тем более применять по назначению) легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке.

  • Использовать чердаки, подвальные и цокольные этажи, вентиляционные камеры, другие технические помещения для организации мастерских, хранения оборудования, мебели, других вещей. Кроме тех случаев, когда в подвалах сразу предусмотрены места для кладовых. Что же касается старых домов, их подвалы тоже можно переоборудовать, но необходимо заранее согласовать перепланировку со всеми контролирующими службами, и сделать это жильцам придется, скорее всего, за свой счет.

  • Устраивать в складских помещениях антресоли из горючих материалов.

  • Размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки. Также нельзя хранить там горючие материалы.

  • Устанавливать решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами. Исключение из правила: решетки устанавливаются в тех случаях, когда нормативные акты РФ и документы по пожарной безопасности это разрешают.

  • Снимать двери эвакуационных выходов из коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток. Нельзя убирать и те двери, которые по типовому плану дома призваны препятствовать распространению опасных факторов пожара.

  • Менять планировку и размещение инженерных коммуникаций, если это ограничит доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожаротушения.

  • Размещать крупные предметы (мебель, оборудование, спортивный инвентарь, коляски) у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, крышу.

Нельзя заваривать люки на балконах и лоджиях!

  • Закрывать жалюзи, остеклять балконы, лоджии, галереи, которые ведут к незадымляемым лестничным клеткам.
  • Устраивать на лестничных клетках кладовые, хранить на лестничных клетках, в тамбурах, под лестничными маршами крупные вещи: мебель, спортивный инвентарь, детские коляски и так далее.

  • Размещать на лестничных площадках, в коридорах подъезда, на открытых переходах наружных воздушных зон внешние блоки кондиционеров.

  • Использовать бензин, керосин, другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости для уборки и чистки одежды.

  • Пользоваться неисправными газовыми приборами – сломанными, устаревшими, не прошедшими проверку, вышедшими за границы срока эксплуатации, установленного производителем. Нельзя размещать газовые приборы слишком близко к стенам или предметам мебели.

Центр бизнес консалтинга «ЯРКОНСАЛТ» создан для оказания консультационных и практических услуг начинающим предпринимателям, индивидуальным предпринимателям, организациям малого и среднего бизнеса, а также любым физическим лицам имеющих вопросы по тематике работы центра.

Кадровый консалтинг. Подбор персонала. Рекламный и маркетинговый консалтинг. Аналитика. Интернет PR. IT-консалтинг. Управленческий консалтинг. Социологические услуги. Статистика. Семинары, тренинги, обучение. Консультации по охране труда, пожарной безопасности, ГО и ЧС. Система менеджмента качества.

Если на пути эвакуации имеется коридор, длина которого превышает 60 м, он должен быть разделен противопожарными перегородками.

Сколько должно быть эвакуационных выходов

Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий зависят от двух факторов. По-первых, от максимально возможного числа людей, которые могут эвакуироваться через такой выход. Во-вторых, от предельно допустимого расстояния от самого удаленного рабочего места до ближайшего эвакуационного выхода (п. 4.2.5 СП 1.13130.2020).

Если части здания разделены противопожарными преградами, то в каждой части должен быть самостоятельный выход. В составе многофункционального здания должны быть эвакуационные выходы с этажа. При этом в части здания Ф5, то есть в производственных помещениях и складах, должны быть обособленные эвакуационные выходы (п. 4.2.6 СП 1.13130.2020).

Чтобы определить, нужно ли в помещении два и более эвакуационных выхода, уточните, где оно находится: в подвальном (цокольном) этаже или на первом этаже и выше. Далее определите сколько человек одновременно находятся в помещении.

Подвальные или цокольные этажи

Если в подвальном помещении находится:

  • меньше 6 человек, то второй эвакуационный выход не нужен;
  • от 6 до 15 человек, то можно использовать в качестве второго выхода окно, дверь с размерами не менее 0,75 x 1,5 м или люк не менее 0,6 x 0,8 м. Если такой возможности нет, то нужен второй эвакуационный выход;
  • больше 15 человек , то оборудуйте два и более эвакуационных выхода.

ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности

Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов, сводов правил и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Эвакуационные и аварийные выходы

П.п.5.2.13, 5.3.11, 6.2.1, 6.3.1, 7.1.11, 8.1.11 СП 1.13130.2009. Каждый этаж должен иметь не менее двух эвакуационных выходов.

При наличии двух эвакуационных выходов и более они должны быть расположены рассредоточено и общая пропускная способность всех выходов, кроме каждого одного из них, должна обеспечить безопасную эвакуацию всех людей, находящихся в помещении, на этаже или в здании.

П.4.2.1 СП 1.13130.2009. Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь:

— помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.;

П.5.4.1 СП 1.13130.2009. Квартиры, расположенные на двух этажах (уровнях), при высоте расположения верхнего этажа более 18 м должны иметь эвакуационные выходы с каждого этажа.

Параметры лестниц и лестничных клеток

П.4.4.1 СП 1.13130.2009 Ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но не менее:

П.5.4.19 СП 1.13130.2009 Минимальную ширина лестничных маршей в жилых многоквартирных домах составляет 1,05м и максимальный уклон лестничных маршей 1:1,75.

Уклон открытых лестниц для прохода к одиночным рабочим местам допускается увеличивать до 2:1.

Для зданий детских садов, больниц и др. уклон маршей лестниц в надземных этажах следует принимать не более 1:2.

П.4.4.3 СП 1.13130.2009 Двери, выходящие на лестничную клетку, в открытом положении не должны уменьшать требуемую ширину лестничных площадок и маршей.

П.4.4.6 СП 1.13130.2009 Лестничные клетки должны иметь выход наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями, за исключением случаев, специально оговоренных в нормативных документах по пожарной безопасности. При устройстве эвакуационных выходов из двух лестничных клеток через общий вестибюль одна из них, кроме выхода в вестибюль, должна иметь выход непосредственно наружу.

Новые требования к эвакуационным путям и выходам

В самом документе указано:

Настоящий свод правил не распространяется на здания и сооружения специального назначения (для производства, хранения, переработки и уничтожения радиоактивных и взрывчатых веществ, материалов и средств взрывания, военного назначения, подземные сооружения метрополитенов, горные выработки), жилые здания высотой более 75 м и иные здания высотой более 50 м, а также на здания с числом подвальных этажей более одного, за исключением случая, когда в указанных этажах размещаются части здания, требования к которым изложены в настоящем своде правил, либо для которых разработаны нормативные документы по пожарной безопасности, учитывающие их размещение относительно уровня земли.

При изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны примен яться требования настоящего свода правил в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.

Вопрос: распространяются ли требования СП 1.13130.2020 на уже эксплуатируемые объекты защиты?

Вот позиция Верховного Суда Российской Федерации: «Новые» требования пожарной безопасности распространяются и на старые здания»(правда, на тот момент действовал СП 5.13130.2009. Но это сути не меняет).

Изменились требование к выходам на лестничную клетку, которые нужно оборудовать противопожарными дверьми 2-го типа. Такими дверьми нужно оборудовать не только выход на лестничную клетку с этажа, где находится помещения площадью больше 300 м2, в которых может находиться больше 20 человек, но и все выходы на лестничную клетку этажами ниже (п. 4.2.9 СП 52.13330).

Новые требования действуют только для зданий категорий Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3 и Ф4.3, то проверьте количество эвакуационных выходов. К таким зданиям относят офисы, здания торговли и общественного питания, театры, клубы и гостиницы. Расшифровку зданий, где должны быть противопожарные двери, смотрите в таблице ниже.

Читайте также:  Понятие «рабочая зона» в охране труда

Таблица. Расшифровка категорий зданий, где должны быть противопожарные двери

гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов

театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях

музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях

здания организаций по обслуживанию населения, в том числе здания организаций торговли, общественного питания

здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов

Подвальные и цокольные этажи всех зданий, кроме производственных помещений и складов. теперь нужно разделить на секции противопожарными преградами. Площадь секции не должна превышать 700 м2​​​​​. Если площадь подвала – меньше 700 м2, то преграды делать необязательно (п. 4.2.11 СП 52.13330).

Для противопожарных преград используйте перегородки не ниже 1-го типа и перекрытия не ниже 3-го типа.

1-й тип перегородки означает, что такая конструкция должна быть непроницаемым барьером для огня, теплового воздействия и дыма минимум 45 минут при любой силе пожара. 3-й тип перекрытия также означает, что защита должна быть минимум 45 минут.

Изменились требования к ширине эвакуационного выхода через двупольные двери. Ранее ширина выхода измерялась по всей ширине двупольных дверей. Теперь ширину нужно измерять по ширине активного дверного полотна, то есть той створки двери, которая не зафиксирована. Если через эти двери эвакуируются более 50 человек, то ширина должна быть не менее 1,2 м (п. 4.2.19 СП 52.13330).

Ввели рекомендации к устройствам, которыми нужно оборудовать двери. Рекомендуют установить устройство самозакрывания дверей, например, доводчики, чтобы дверь могла самостоятельно и плотно закрываться. А также оборудовать подвижные створки двери устройством «Антипаника» (п. 4.2.24 СП 52.13330). Рекомендации – это не обязательные требования. Инспектор не станет штрафовать за неисполнение рекомендаций.

Ввели требования к высоте дверного порога, она должна быть не более 5 см (п. 4.3.5 СП 52.13330). Раньше высота порога не регламентировалась.

Отдельно ввели требование к аварийному освещению на путях эвакуации (7.6 СП 52.13330).

Разрешили применять автоматические раздвижные двери на эвакуационных путях (приложение А к СП 1.13130.2020). При этом двери должны легко распахиваться в любом положении, в том числе в промежуточном. Автоматические раздвижные двери должны автоматически открываться, когда срабатывает сигнализация.

Нельзя применять автоматические раздвижные двери в помещениях с системами противодымной защиты и на эвакуационных лестничных клетках, а также в детских дошкольных учреждениях и в помещениях категорий А и Б.

Турникеты и распашные ворота

Разрешили применять турникеты и распашные ворота на эвакуационных выходах в вестибюлях, если есть распашная калитка.

Калитка должна быть не уже эвакуационного выхода и с возможностью разблокирования одновременно тремя способами (п. 4.2.3 СП 1.13130.2020):

Выступающие части оборудования

Разрешили размещать выступающие части оборудования на высоте менее 2 м в эвакуационных коридорах производственных помещений и складов (п. 4.3.7 СП 1.13130.2020).

Для этого нужно выполнить три условия.

Во-первых, нужно сохранить нормативную ширину пути эвакуации, например, для 50 человек – 1,2 м.

Во-вторых, обозначить выступающие конструкции знаком «Осторожно. Сужение прохода» в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026. Выступающие конструкции – это шкафы для коммуникаций и пожарных кранов, а также оборудование в производственных помещениях и складах.

Законодательная база Российской Федерации

Степень огнестойкости здания Расстояния, м, при плотности людского потока при эвакуации*, чел/м2
До 2 св. 2 до 3 св. 3 до 4 св. 4 до 5 св. 5
1 2 3 4 5 6
А. Из помещений, расположенных между лестничными клетками или наружными выходами
I-II 60 50 40 35 20
III6, IV 40 35 30 25 15
IIIа, IVа, V 30 25 20 15 10
Б. Из помещений с выходами в тупиковый коридор или холл
I-II 30 25 20 15 10
III6, IV 20 15 15 10 7
IIIa, IVа, V 15 10 10 5 5
* Отношение числа эвакуирующихся из помещений к площади пути эвакуации.

Вместимость помещений, выходящих в тупиковый коридор или холл зданий школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений I—III степеней огнестойкости высотой не более 4 этажей должна быть не более 125 чел. При этом расстояние от дверей наиболее удаленных помещений до выхода в дальнюю лестничную клетку должно быть не более 100 м.

Как должны располагаться выходные двери

Все железнодорожные переезды подразделяются на две основные группы:

Регулируемым считается переезд, если он оборудован одним из следующих приспособлений, ограничивающих движение автотранспорта:

  • светофором;
  • шлагбаумом;
  • противотаранным средством;
  • дежурным.

Нерегулируемые переезды могут быть оснащены исключительно дорожным знаком, который запрещает дальнейшее движение автотранспорта без остановки.

Любое нарушение установленных правил наказывается в соответствии с Административным Кодексом.

В настоящее время за нарушения предусмотрены следующие санкции:

Все правонарушения могут фиксироваться:

  • сотрудником ГИБДД;
  • средствами автоматической фиксации, установленными на дороге.

В любой ситуации должен быть составлен протокол, в котором отражается следующая информация:

  • данные автомобиля, нарушившего правила движения на железнодорожном переезде (марка, модель, государственный номерной знак, цвет и так далее);
  • данные собственника автомобиля, если фиксация нарушения производится в автоматическом режиме или данные водителя, если нарушение правил зафиксировано сотрудником автоинспекции;
  • описание правонарушения;
  • статья КоАП, по которой предусмотрено наказание за совершенное нарушение.

Для пересечения в одном уровне железных дорог с автомобильными, городскими и другими видами дорог и пропуска через железнодорожные пути городского, автомобильного и гужевого транспорта, сельскохозяйственных, строительно-дорожных и других самоходных машин, прогона скота, а также прохода пешеходов сооружают железнодорожные переезды. Места пересечений железных дорог автомобильными дорогами в одном уровне устанавливаются начальником дороги. Проезд транспортных средств и самоходных машин, а также прогон скота через пути в неустановленных местах запрещены; обязанность следить за выполнением этого требования возложена на работников железнодорожного транспорта.

Главное требование, предъявляемое к железнодорожным переездам – это их исправное состояние и хорошая видимость. Видимость считается удовлетворительной, когда при нахождении от переезда на расстоянии 50 м и менее приближающийся с любой стороны поезд виден не менее чем за 400 м, а переезд виден машинисту не менее чем за 1000 м. Для обеспечения большей безопасности движения пересечение железной дороги с автодорогами желательно делать под прямым углом. В трудных условиях этот угол может быть уменьшен до 60°.

Устройство переездов через станционные пути возможно лишь в местах, не затрагивающих полезной длины путей и деятельных вытяжных и ходовых путей. Устройство переезда в горловинах участковых станций со стороны тягового хозяйства не рекомендуют, так как это место станции является наиболее загруженным передвижением локомотивов и маневровой работой.

В пределах станции переезды желательно располагать между входным сигналом и входной стрелкой, это обеспечивает свободный проезд автотранспорта в случае остановки прибывающего поезда у закрытого входного сигнала. По отношению к стрелочным переводам переезды располагают на расстоянии не ближе 5 м от остряков или от корня крестовины, что гарантирует стрелки от засорения. От конца пассажирских платформ переезд должен находиться не ближе чем за 100 м.

Железнодорожные переезды подразделяют на следующие категории:

I – переезды в местах пересечения железной дороги с автомобильными дорогами I и II категорий; с улицами и дорогами, имеющими регулярное автобусное, трамвайное или троллейбусное движение; при пересечении четырех и более главных путей.

II – переезды в местах пересечения железной дороги с автомобильными дорогами III категории; с дорогами и улицами, имеющими регулярное автобусное движение, но интенсивностью в часы пик менее 8 поездо-автобусов в час; с городскими улицами, не имеющими троллейбусного или автобусного движения; с автомобильными дорогами, когда наибольшая суточная работа переезда превышает 50 тыс. поездо-экипажей; в случае пересечения трех главных путей.

III – переезды в местах пересечения железной дороги с автомобильными и гужевыми дорогами при наибольшей суточной работе более 10 тыс. поездо-экипажей и удовлетворительной видимости и более 1 тыс. поездо-экипажей при неудовлетворительной видимости, если по всем другим показателям они не могут быть отнесены к переездам I и II категорий.

IV – все остальные переезды в местах пересечения железной дороги с малодеятельными, дорогами.

Переезды I и II категорий в плановом порядке заменяют пересечениями в разных уровнях (путепроводами). Сооружать новые переезды I категории или открывать трамвайное или троллейбусное движение на существующих не допускается ни в каких случаях.

Переезды в зависимости от интенсивности и скорости движения поездов и автомобильного транспорта, оборудования устройствами автоматики и условий видимости подразделяют на охраняемые и неохраняемые. Переезды I и II категорий и частично III категории круглосуточно обслуживаются дежурными по переездам. Охраняемыми также являются переезды в пределах станций с большой маневровой работой.

Обязанность дежурного по переезду – обеспечение безопасного движения поездов и автомобильного транспорта на переезде. Он должен своевременно открывать и закрывать переезд, подавать установленные сигналы, наблюдать за состоянием проходящих поездов и в случае обнаружения неисправностей, угрожающих безопасности движения, принимать меры к их остановке.

Железнодорожные переезды должны иметь (рис. 1):

  • типовой железобетонный или деревянный настил;
  • подъезды;
  • шлагбаумы, перекрывающие полностью или частично проезжую часть дороги, с сигнальными фонарями на заградительных брусьях;
  • габаритные ворота (на электрифицированных линиях) шириной не менее ширины переезда, а высотой не более 4,5 м, чтобы предупредить возможность обрыва или короткого замыкания контактного провода громоздкими грузами;
  • предупредительные знаки «Берегись поезда» со стороны автомобильной дороги, устанавливаемые в 20 м от ближайшего рельса, и сигнальные знаки «С» (свисток) со стороны подхода поездов.

Ширину железнодорожного переезда принимают равной ширине проезжей части дороги, но не менее 6 м, что допускает одновременное двустороннее движение. В виде исключения впредь до переустройства могут быть сохранены переезды с проезжей частью не менее 4,5 м, но пропуск сельскохозяйственных машин по таким переездам не допускается.

Для помещений на первом этаже и подвальных помещений разные правила, при которых выходы могут считаться эвакуационными.

Эвакуационные выходы из помещений на первом этаже и выше

Если выход находится на первом этаже и ведет сразу наружу, то он может быть эвакуационным. Также на пути к выходу могут располагаться:

  • коридор;
  • вестибюль;
  • фойе;
  • лестничная клетка;
  • коридор и вестибюль;
  • коридор, реакреационная площадка и лестничная клетка.

Если выход из помещений любого этажа, кроме первого, ведет на лестничную клетку, специально оборудованный участок кровли, а также в фоей или коридор, которые ведут на лестничную клетку, то он может быть эвакуационным.

Эвакуационный выход может вести в соседнее помещение на том же этаже, в котором есть эвакуационный выход наружу. В том числе через коридор, вестибюль и лестницу.

Эвакуационные выходы из подвальных и цокольных этажей

Эвакуационные выходы из подвальных этажей должны вести сразу наружу и быть обособленными от общих лестничных клеток здания.

Эвакуационный выход из подвала может идти через общие лестничные клетки в тамбур если выполненные условия:

  • тамбур имеет обособленный выход наружу;
  • выход отделен от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа;
  • перегородка расположена между лестничными маршами от пола подвала до промежуточной площадки лестницы между первым и вторым этажами.

В складах и производственных зданиях эвакуационный выход из подвала может вести в помещения категорий В1-В4, Г и Д и вестибюль, если подвальные помещения категорий В1-В4, Г и Д.

В зданиях классов Ф2, ФЗ и Ф4 эвакуационный выход из фоей, гардеробной, курительных и санитарных помещений подвальных этажей может вести в вестибюль по отдельным лестницам 2-го типа. Это открытые внутренние конструкции, которые не имеют ограждений из стен.

Таблица. Здания, где могут быть эвакуационный выход из подвальных этажей в вестибюль, по функциональной пожарной опасности

Категория

Расшифровка категории

Ф2

здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений

Ф3

здания организаций по обслуживанию населения, в том числе здания организаций торговли, общественного питания

Ф4

здания образовательных организаций, научных и проектных организаций, органов управления учреждений

В каждом помещении зданий IV и V степени огнестойкости может находиться не более 50 человек.

Это относится к помещениям, которые выходятся выше первого этажа. Здания IV и V степени огнестойкости – это здания, в которых стены смогут защитить от огня в течение не более 15 минут.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *