Как понять, правильно ли организована безопасность в школе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как понять, правильно ли организована безопасность в школе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Решение о привлечении специалистов ЧОП к охране школьного здания и всех в нем находящихся должны принимать родители. Школьная администрация не наделена правом требовать от родителей средства на подобную цель. При наличии потребности заключения договора на охрану следует собрать общее родительское собрание, на котором и будет принято (либо отклонено) соответствующее решение. При положительном решении и последующем заключении договора с ЧОП оплата может производиться как в разовом порядке (в начале учебного года, как правило), так и в виде ежемесячной акции.

Теперь обратимся к наболевшим вопросам: кто может прийти с проверкой и какие документы по безопасности могут проверить контролирующее органы?

1. Проверка по охране труда. Данная процедура реализуется уполномоченными государственными органами с целью предупреждения и выявления нарушений в сфере охраны труда. Проверка организации по охране труда осуществляется трудовой инспекцией, а в некоторых случаях и другими госорганами. Проверка организации по охране труда (по отдельным направлениям) может быть также организована Ростехнадзором, Роспотребнадзором, прокуратурой.

В целях осуществления требований законодательства по охране труда вводится четырехступенчатая система контроля.

На первой ступени контроль осуществляется ответственными за помещения, кабинеты, воспитателями, руководителями кружков, секций. Они ежедневно до начала работы (занятий) проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструментов. При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки, которые могут быть устранены сразу, устраняются, остальные вносятся в журнал учета проведения административно-общественного контроля с указанием сроков их устранения.

Вторую ступень контроля осуществляют: заместитель руководителя по АХЧ, уполномоченные лица по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности, производственной санитарии во всех помещениях учреждения, которые периодически проводят проверку состояния охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии, принимают меры по устранению выявленных нарушений. Эти нарушения записываются в журнал административно-общественного контроля с указанием сроков их устранения, исполнителей и сообщают руководителю.

Третью ступень осуществляет руководитель организации совместно с председателем профсоюзного комитета, которые один раз в полугодие изучают материалы второй ступени административно-общественного контроля, на основании результатов анализа проводят проверку состояния выполнения замечаний, указанных в журнале учета проведения административно-общественного контроля первой и второй ступени. На основании обсуждения вопросов о состоянии охраны труда руководителем издается приказ.

Четвертую ступень осуществляет комиссия по приемке учреждения к новому учебному году.

Документация по административно-общественному контролю:
• план административно-общественного контроля по охране труда;
• отчет о выполнении контроля за учебный год (произвольная форма);
• журнал административно-общественного контроля;
• справки, акты по итогам контроля (проверок).

Какие локальные акты по ОТ могут проверить?
• правила внутреннего трудового распорядка;
• инструкции;
• положение о расследовании несчастных случаев с обучающимися;
• инструктажи;
• приказы;
• акты по охране труда (технического обследования здания, эксплуатационных испытаний и др.);
• журналы по ОТ (учета и выдачи инструкций, регистрации несчастных случаев и др.);
• документы по аттестации рабочих мест;
• план работы;
• положение о комиссии;
• протоколы, памятки, удостоверение, коллективный договор.

2. Пожарная безопасность. Надзором за соблюдением противопожарной безопасности занимаются специально уполномоченные органы МЧС. В МЧС России и его территориальных органах государственную функцию посредством организации и проведения проверок деятельности образовательных учреждений осуществляют должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Государственную функцию под руководством главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору в регионах осуществляют государственные инспекторы.

Какие локальные акты по ПБ могут проверить?
• правоустанавливающие документы на юридическое лицо (уставы, лицензии и т.п.);
• документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов надзора, должностные инструкции);
• паспорт пожарной безопасности;
• декларация о пожарной безопасности;
• предыдущие предписания с отметками о выполнении;
• материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях (если таковые были);
• общий план действий при возникновении чрезвычайной ситуации;
• планы эвакуации с поэтажными схемами;
• техническая документация, подтверждающая исправность систем и средств пожарной защиты.

Что могут сделать родители, если считают школу небезопасной?

— Родительский комитет может обратиться в департамент образования региона с требованием обеспечить безопасность школы так, как прописано в ГОСТе. Отговорки — что денег нет — это проблемы администрации школы, ее задача их изыскать.

Читайте также:  ИП без работников: какую отчётность сдавать?

Если администрация школы и департамент образования не реагируют, нужно обратиться в прокуратуру, чтобы прокурор через суд обязал учебное заведение выделить деньги из бюджета.

Можно требовать и замки, и тревожную кнопку.

Всем родителям нужно озаботиться вопросом безопасности школ, написать в управление образования, обязав их провести нужные мероприятия. Возможно, вы предложите со своей стороны софинансирование. Речь о добровольном пожертвовании, школа может заключить такой договор с родителями. На какую-нибудь установку технического оборудования, например. Такое тоже возможно.

Необходимо помнить, что до момента достижения ребенком возраста 14 лет он не признается дееспособным. Только по достижении этого возрастного порога он может частично нести ответственность за свои действия – является дилектоспособным.

Потому при возникновении каких-либо нештатных ситуаций, или чего-либо подобного ответственность несет именно родитель.

В случае нахождения несовершеннолетнего в школе, ином образовательном учреждении – ответственным лицом является педагог, воспитатель.

При этом нередко случается, что появление каких-либо опасных ситуаций связанно с ненадлежащим исполнением воспитательным персоналом своих обязанностей – в таком случае на ответственное лицо может понести наказание.

Пример 1. Школьник получил травму

Кто будет отвечать зависит от того, где и при каких обстоятельствах ученик поранился. Так, если ребёнок упал с каната на физкультуре или получил ожог на химии, ответственность ложится на учителя, который не обеспечил соблюдение правил техники безопасности, а также на администрацию школы.

В зависимости от тяжести повреждений, к преподавателю может быть применено дисциплинарное взыскание, административное или уголовное наказание. Но даже если травма несерьёзная, родители вправе через суд потребовать со школы компенсацию физического и морального вреда. Если ученик получил травму на перемене, к ответственности привлекут дежурного учителя.

Если же школьник травмировался по дороге домой, ответственность ложится на плечи родителей.

Пример 3. Школьная драка

Если школьники подрались и дошло до ущерба здоровью, то зоны ответственности здесь разграничиваются примерно по тому же принципу. Если дети подрались в классе или на перемене, то, помимо родителей, отвечать будут ещё и учителя. Если конфликт разгорелся за пределами школы, ответственность полностью лежит на родителях. Исключение — экскурсии и прочие внеклассные мероприятия от школы. Но в обоих случаях администрация образовательной организации должна будет разобраться в случившемся и отчитаться перед местным отделом или департаментом образования.

Если до драки не дошло, но ребёнку порвали портфель или форму, разбираться стоит с родителями обидчиков. Хотя если учителя были в курсе и не вмешались в конфликт, к ним тоже может быть применено дисциплинарное взыскание.

Сложнее всего защитить школьника, подвергающегося психологическому насилию. Например, если ребёнка постоянно обзывают, то обидчика могут поставить на учёт к социальному педагогу, а педагогу, который знает об этом, но молчит, — сделать выговор. Но нужны неопровержимые доказательства.

Сегодня в Москве около 4 тысяч школ. Следовательно, столько же замов по безопасности. Теоретически все они должны иметь юридическую и медицинскую подготовку: в их обязанности входит пресекать любую противоправную деятельность, а при необходимости оказывать первую медицинскую помощь. Идею существования подобной должности заимствовали у израильских школ, ведь Израиль постоянно находится под террористической угрозой.

Но с тех пор как приказом руководителя столичного департамента образования в школах ввели новую должность, соответствующее обучение (оно организовано на базе Московского института открытого образования) прошли меньше тысячи человек.

— Как правило, заместитель директора по безопасности — это отставной военный или преподаватель ОБЖ, — рассказывает профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Московского института открытого образования Владимир Пилипенко. — Особых прав у человека, который занимает эту должность, нет. Одни обязанности. Поэтому его главная задача — уметь ориентироваться в том, куда и в каком случае обратиться: в милицию, в МЧС, в наркоконтроль и т. п.

Четверть века назад, когда еще не существовало ни платных охранников на входе, ни замов по безопасности, порядок в школе удавалось поддерживать силами самих учителей. Просто на каждой перемене все педагоги выходили вместе с учениками в школьные коридоры. Казалось бы, чего проще? А драк, несчастных случаев и прочих ЧП в присутствии взрослых случалось гораздо меньше, чем сегодня, когда большинство учителей тратят переменки на подготовку к следующему уроку, то есть из класса так и не появляются.

Впрочем, дежурство по этажам и сегодня никто не отменял:

— У нас в школе составлен четкий график, кто из учителей на какой перемене должен дежурить, — рассказывает директор московской школы №1192 Галина Келейникова. — В зоне их внимания не только коридоры и лестницы, но и туалеты. Дело в том, что лет пять назад обнаружилось, что именно школьный туалет — самое «злачное», если так можно выразиться, место: в них происходили главные школьные разборки. Но с тех пор как визиты дежурного учителя или администратора стали регулярными, ситуация нормализовалась.

— Пока ребенок находится в школьных стенах, администрация школы несет за него ответственность, — продолжает Галина Петровна. — Ради безопасности учеников все педагоги обязаны следовать нескольким простым правилам:

  • ученика нельзя выгонять с урока (если ребенок своим поведением действительно мешает занятиям, учитель может на время урока передать его с рук на руки социальному педагогу);
  • дети не могут покинуть школу до окончания занятий (исключение — записка от родителей с просьбой отпустить ребенка после какого-то урока. Мы на этот случай специальные талончики с печатью школы и моей подписью завели: такой талончик ребенок получает в обмен на записку и без него охранник никого не выпустит);
  • если записки от родителей нет, а ученик настаивает на том, что ему нужно уйти, тогда либо я, либо классный руководитель звоним родителям, чтобы те подтвердили слова своего ребенка.

Из истории школьной охраны

Охрана в школах появилась не так давно — 12 лет назад. Раньше за порядком следили дежурный администратор и сторож. Но они не всегда справлялись с наплывом незваных гостей: окрестная шпана практически безнаказанно хулиганила во многих школах, которые напоминали проходной двор. Когда страну потрясли террористические акты, один за другим были приняты несколько федеральных законов о борьбе с терроризмом. Благодаря им в школах и появились люди в форме.

За минувшие годы число охранных предприятий, которых привлекают к работе в школах, сократилось в разы. Дело в том, что несколько лет назад в большинстве российских городов для них стали проводить ежегодный конкурс (среди прочих надежность ЧОПов оценивают и представители ГУВД). По результатам конкурса школам рекомендуют проверенные ЧОПы. Через год собирают отзывы об их работе. Если нареканий нет, договор продлевают еще на год. А недобросовестных меняют.

Чем дольше конкретный ЧОП работает в конкретной школе, тем лучше: у его сотрудников уже наработаны связи с районными отделениями милиции. Кроме того, они знают в лицо всех учеников, учителей и многих родителей.

Мама двух школьников Наталья Велчева, которая живет в маленьком болгарском городке Пазарджик, за школьную охрану не платит ни копейки: в Болгарии эту обузу берет на себя государство. Кроме того, у каждого школьника есть личная пластиковая карта, которая и служит пропуском в школу. На ней — фотография ученика, домашний адрес, имена родителей, их телефоны. Иногда еще и группа крови ребенка. Впрочем, охранники знают всех своих подопечных в лицо. Во время школьных перемен в солнечной Болгарии дети обычно гуляют во дворе. За порядок там отвечают те же охранники: гоняют любителей покурить, разнимают драки.

«Кто отвечает за пропавшие вещи?» — Наталья задумывается: «У нас, например, ни разу ничего не пропадало. Бывает, дети просто что-то теряют или забывают. На этот случай в школе есть комната забытых вещей».

А еще за безопасностью болгарских школьников следят видеокамеры, установленные и в классах, и в коридорах школы.

Физическая безопасность детей

В наше неспокойное время охрана в школе — обычное явление. К сожалению, всем известны случаи, когда против детей и учителей в школе совершались противоправные действия. Увы, охрана не всегда в силах справиться с нештатной ситуацией, что, конечно, огорчает. Но обучение охранников или их замена на более профессиональных — вопрос, находящийся не в нашей компетенции.

Однако террористы и подростки с оружием — это экстремальные случаи и не единственная опасность, с которой сталкивается школьник. Гораздо чаще неприятности бывают связаны с мелким и не очень хулиганством, вымогательством, воровством, буллингом. Именно с этими вопросами может и должна работать администрация школы, а в ряде случаев — и каждый педагог.

Еще одна опасность — распространение среди школьников запрещенных веществ (наркотиков, курительных смесей и т.п.)

Как свести подобные ситуации к минимуму?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо задуматься:

  • при каких обстоятельствах подростки с девиантным поведением нападают на жертву, чтобы ее побить, унизить или отобрать деньги и ценности?
  • где и когда дилеры могут передать запрещенное вещество?

В большинстве случаев нарушители стараются совершать все эти действия тайком, выбирают места, где их не увидят педагоги:

  • различные закутки в школе;
  • гардероб;
  • место в школьном дворе, которое не видно на камерах, загорожено кустами или какими-то постройками.

Удивительно, но факт: для решения проблемы достаточно иногда просто ликвидировать такие «опасные» места.

  • В небольших «аппендиксах» коридоров можно установить теннисный стол, стеллаж с книгами и пару пуфов, ящик с игрушками, сделать яркое освещение.
  • Огородить гардероб низеньким штакетником или декоративной решеткой, приспособить под него стены холла — короче, сделать его максимально просматриваемым.
  • Заново переосмыслить пространство школьного двора. Вместо густого кустарника, который не столько украшает, сколько загромождает пространство и создает укромные уголки, лучше оформить газоны, клумбы, посадить небольшое количество деревьев. Конечно, здесь могут быть также игровая и спортивная площадки, скамеечки и т.п.

Какие опасности таит школа?

Невзирая на все запреты, в школе всё равно полно людей — и детей разновозрастных и взрослых. Хорошо, конечно, что начальная школа отделена от средней, однако деление это во многих школах условно и старшеклассники, при желании, очень легко могут оказаться на территории начальной школы. Малышам они кажутся вполне взрослыми дядьками и если те что-то предлагают, да ещё угрожают — трудно этому противостоять.
Вы возразите, что в каждом классе есть учитель, отвечающий за учеников. Да, есть. Но учителя тоже люди и обязанностей у них не занимать. К примеру, на большой перемене учитель ведёт своих учеников в столовую. Но только тех, кто там питается. А кто нет — остаются в классе совершенно безнадзорными.
Кроме потенциальной угрозы от взрослого человека (старшеклассника, нехорошего учителя) дети сами себе являются угрозой. Шум и беготня стали давно притчей во языцех в школах. Дети ставят подножки, толкаются, падают, разбивают лбы и коленки, попадают в травматологические отделения с сотрясением мозга.
Урок физкультуры, если учитель молодой неопытный, тоже становится реальной угрозой — тут тебе и плохо закреплённый инвентарь и чрезмерные физические нагрузки…
А ещё в школе на ребёнка оказывается психологическое давление как со стороны школьников, так и со стороны учителей и их родителей.

Читайте также:  Выплаты многодетным в Краснодарском крае в 2023 году какие положены

Новые меры могут создать дополнительную угрозу

Лидер движения «Родители Москвы» Илона Менькова считает, что псевдомеры, которые предлагают для защиты школ от террористов московские чиновники в сфере образования, не помогут обезопасить детей, а в некоторых случаях даже, наоборот, создадут дополнительную угрозу.

– Случай с нападением на школу в Ижевске далеко не первый, однако в этот раз чиновники проявили небывалую активность в изобретении так называемых защитных мер, – рассуждает общественница. – Все они, по сути, бессмысленны и в некоторых случаях даже опасны, поэтому наше движение выступает против вредительских идей департамента образования. К примеру, школы стали организовывать вход на свою территорию через одну калитку, в результате по утрам возникает узкое горлышко с большим скоплением детей. Где гарантия, что потенциальный террорист не организует нападение в этом месте? Кроме того, рамки на входе и вовсе нарушают правила пожарной безопасности.

«Звучат и совсем дикие предложения, в частности предлагается снабдить школьных охранников оружием. Никто не задумывается, что им впоследствии может завладеть преступник».

Правила поведения ученика на переменах

Ребёнок обязан вести себя должным образом не только на уроке, но и на перемене. Это значит, что есть определённые правила, прописанные в школьном Уставе. Давайте рассмотрим, каких порядков ученик должен придерживаться в школе.

Поведение ученика на переменах:

  1. В то время, когда прозвенел звонок с урока, ребёнок обязан привести в порядок свое рабочее место и приготовиться к следующему уроку.
  2. На перемене ученик должен спокойно ходить по школе, а не бегать.
  3. Школьник обязан дружелюбно общаться со сверстниками (не драться и не ссориться).
  4. Со всеми работниками школы здороваться.
  5. Если ребёнок входит в помещение, а сзади находится учитель, ученик обязан пропустить старшего.

Что запрещается ученику в школе?

Есть некоторые вещи, которые категорически запрещается делать школьнику:

  1. Ребёнку нельзя прыгать по ступенькам и кататься на перилах.
  2. Нельзя носить с собой в школу опасные для жизни предметы.
  3. Запрещается на территории школы играть в карты.
  4. Нельзя курить и распивать спиртное.
  5. Нельзя открывать резко двери, так как можно кого-то ударить.
  6. Запрещается грубить и хамить старшим.
  7. Школьнику нельзя нецензурно выражаться не только при взрослых, но и при других учениках.
  8. Запрещается брать чужие вещи, тем более их портить. Если ребёнок всё-таки повредил чужое имущество, родители обязаны возместить его полную стоимость.
  9. Запрещается школьнику приходить на урок без выполненного домашнего задания.

Причины, по которым не пускают

Официально прописанные причины на посещение объясняются помехой образованию детей, а также «террористической» угрозой. Действительно, после нескольких терактов в общеобразовательных учебных учреждениях, в ходе которых пострадали дети и их педагоги, Правительством было издано распоряжение усилить защитные меры в школах, в том числе сделать ограждения, пропускную систему, систему видеонаблюдения, тревожную кнопку (кнопку связи с полицией), не пускать посторонних на территорию зданий.

Правда, почему к «посторонним» были отнесены родители учеников, осталось непонятно. Как бы там ни было, пункт «не пускать посторонних» на территорию здания школы был внесен в устав большинства школ, и сегодня имеем то, что имеем.

Правила безопасного поведения в школе

Школа – это место, где в течение учебного года дети и подростки проводят больше всего времени. Здесь они получают знания, отдыхают во время перемен, посещают кружки и внеурочные занятия. Чтобы школьная жизнь не омрачалась неприятными и опасными событиями, существуют определенные правила.

Часть требований учитывается еще при строительстве. Школьные помещения размещаются в специальных зданиях, которые из соображений пожарной безопасности не проектируются многоэтажными. Из высоко расположенных кабинетов в случае пожара труднее эвакуировать учащихся, особенно малышей. По этой же причине начальные классы располагают обычно на нижних этажах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *