Обобщение дел, предусмотренных ст.5.35.1 КоАП РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обобщение дел, предусмотренных ст.5.35.1 КоАП РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обжаловала конституционность нормы КоАП жительница Москвы Ольга Мельникова. 22 декабря 2020 года женщина, управляя автомобилем, совершила резкий маневр и создала помеху движению городского автобуса. Водитель последнего успел затормозить и избежал столкновения, но люди в салоне потеряли равновесие, некоторые упали, а один пассажир сломал руку. Инцидент был квалифицирован как ДТП. Мельникова же покинула место происшествия, поэтому была лишена прав на один год. Решение суда она оспорила, указав среди прочего, что оно было вынесено по истечении трехмесячного срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП (к ответственности Мельникову привлекли 22 марта 2021 года, по прошествии трех месяцев и одного дня). Однако все вышестоящие суды, вплоть до Верховного, оставили постановление в силе.

Исполнение постановления о назначении админ.наказания в виде предупреждения

Постановление исполняется судьей, органом, должн.лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ (Объявление постановления по делу об админ.правонарушении постановление по делу об админ.правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела).

Исполнение постановления о наложении админ.штрафа

Админ.штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к АО, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении админ.штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ.

Админ.штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с админ.выдворением за пределы РФ, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об админ.правонарушении.

При уплате админ.штрафа лицом, привлеченным к АО за совершение админ. правонарушения, предусмотренного гл.12 КоАП РФ, за исключением админ.правонарушений, предусмотренных ч.1.1 ст.12.1, ст.12.8, ч.6 и 7 ст.12.9, ч.3 ст.12.12, ч.5 ст.12.15, ч.3.1 ст.12.16, ст.12.24, 12.26, ч.3 ст.12.27 Кодекса, не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении админ.штрафа может быть уплачен в размере половины суммы.

В случае, если исполнение постановления о назначении админ.штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, админ.штраф уплачивается в полном размере.

Исполнение постановления о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом админ.правонарушения

Постановление исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а постановление о конфискации оружия и боевых припасов – территориальными органами федерального органа ИВ, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ.

Постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом админ.правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.14.10 или гл.16 КоАП РФ, исполняется таможенным органом, осуществившим изъятие указанной вещи, путем ее передачи органу (организации), уполномоченному (уполномоченной) Правительством РФ на распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность, в порядке, установленном Правительством РФ.

  • Постановление Правительства РФ N 1041 «О порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, и о внесении изменения в постановление Правительства РФ N 909»

  • Постановление Правительства РФ N 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства».

Конфискованные экземпляры произведений и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения админ.правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных, изобретательских и патентных прав), подлежат уничтожению, за исключением случаев передачи конфискованных экземпляров произведений или фонограмм обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе.

Если указанные орудия или предметы были изъяты в соответствии со ст.27.10 КоАП РФ или арестованы в соответствии со ст.27.14 КоАП РФ, то их уничтожение или передача производится судьей или по его поручению органом, должн.лицо которого произвело изъятие или арест.

Конфискованные товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством РФ, подлежат уничтожению.

Конфискованное игровое оборудование, которое использовалось при незаконных организации или проведении азартных игр, а также орудия совершения админ.правонарушения подлежат уничтожению.

Органы, исполняющие постановления о лишении специального права

Постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должн.лицами ОВД.

Постановление судьи о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники исполняется должн. лицами органов, осуществляющих региональный гос.надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники.

Постановление судьи о лишении права управления судном исполняется должн.лицами органов, осуществляющих гос.надзор за соблюдением правил пользования судами.

Постановление судьи о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств исполняется должн. лицами органов, осуществляющих гос.надзор за связью.

Порядок исполнения постановления о лишении специального права

Исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия и хранения в течение срока лишения указанного специального права соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники.

Исполнение постановления о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств осуществляется путем изъятия и хранения в течение срока лишения указанного специального права специального разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Порядок изъятия специального разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств устанавливается федеральным органом ИВ, осуществляющим гос.надзор за связью в РФ.

Исполнение постановления о лишении права осуществлять охоту осуществляется путем аннулирования охотничьего билета.

Исполнение постановления об админ.аресте

Исполняется ОВД немедленно после вынесения такого постановления.

Лицо, подвергнутое админ.аресту, содержится под стражей в месте, определяемом ОВД. При исполнении постановления об админ.аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого админ.аресту.

Срок админ.задержания засчитывается в срок админ.ареста.

Исполнение постановления об админ.аресте может быть приостановлено на срок до 7 суток или прекращено судьей на основании письменного заявления лица, подвергнутого админ.аресту, в случае возникновения исключительных личных обстоятельств (тяжелого заболевания (состояния здоровья), смерти близкого родственника или близкого лица либо чрезвычайной ситуации, причинившей значительный материальный ущерб лицу, подвергнутому админ.аресту, или его семье), на основании медицинского заключения о наличии у лица, подвергнутого админ.аресту, заболевания, травмы или увечья, препятствующих отбыванию админ.ареста.

Срок приостановления админ.ареста не засчитывается в срок отбывания админ.ареста.

В случае уклонения лица, в отношении которого исполнение постановления об админ.аресте было приостановлено, от возвращения в установленный срок в место отбывания админ.ареста указанное лицо подлежит задержанию полицией до передачи его в место отбывания админ.ареста.

Исполнение постановления об административном выдворении за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства исполняется:

  • пограничными органами (нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима Гос.границы РФ, режима пограничной зоны);

  • федеральным органом ИВ, уполномоченным на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц – при назначении судьей иностранному гражданину или лицу без гражданства админ.наказания в виде админ.выдворения за пределы РФ в форме принудительного выдворения за пределы РФ

Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства

Производится путем официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего админ.выдворению за пределы РФ.

Об админ.выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства из пункта пропуска через Госграницу РФ уведомляются власти иностранного государства, на территорию или через территорию которого указанное лицо выдворяется, если админ.выдворение предусмотрено международным договором.

Исполнение постановления об административном выдворении за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства оформляется в виде двустороннего или одностороннего акта, который приобщается к постановлению или к материалам исполнительного производства.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым назначено админ.наказание в виде админ.выдворения за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ, обязаны выехать из РФ в течение 5 дней после дня вступления в силу постановления.

Исполнение постановления о дисквалификации

Постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к АО.

Исполнение производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом.

При заключении договора (контракта) уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации ФЛ в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.

В целях обеспечения учета лиц, в отношении которых имеются вступившие в законную силу постановления о дисквалификации, формируется реестр дисквалифицированных лиц. Ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом ИВ.

Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности

Исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.

При админ.приостановлении деятельности производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об админ.приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения админ. наказания в виде админ.приостановления деятельности.

При админ.приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Исполнение постановления о назначении обязательных работ

Постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном ФЗ N 229 «Об исполнительном производстве»

Исполнение судебным приставом-исполнителем исполнительного документа об отбывании обязательных работ заключается в направлении должника в организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено админ.наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, и осуществлении контроля за выполнением должником таких работ.

Читайте также:  Какой будет минимальная пенсия в Москве в 2023 году?

Исполнение исполнительного документа об отбывании обязательных работ производится судебным приставом-исполнителем по месту жительства должника.

Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства:

  • указывает вид обязательных работ и организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено админ.наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы. Перечень таких организаций определяется органами МСУ по согласованию с территориальными органами федерального органа ИВ, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов

  • устанавливает порядок и условия отбывания обязательных работ в соответствии с требованиями, определенными законодательством РФ

  • разъясняет порядок и условия отбывания обязательных работ

  • предупреждает о необходимости приступить к обязательным работам не позднее 10 дней со дня возбуждения исполнительного производства

  • разъясняет право обратиться с ходатайством об изменении вида обязательных работ или организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, а также об уменьшении количества часов, которые необходимо отработать в течение недели

  • предупреждает об ответственности за уклонение от отбывания наказания

Что такое административное правонарушение?

Глава 2 статьи 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Закон об административных правонарушениях) определяет нарушение как действие или отсутствие действия, совершённое физическим или юридическим лицами, которое противоречит закону. Таким образом, правонарушение — это не только совершённое действие, но и бездействие, являющееся опасным для общества. Административные правонарушения характеризуют следующие признаки: виновность, противоправность и наказуемость.

Административное нарушение отличается от преступления тем, что его совершение не наносит обществу большого вреда и не является общественно опасным в сравнении с понятием в смысле уголовного права. И всё же, некоторые действия могут быть признаны как нарушением, так и преступлением. Это будет зависеть от степени тяжести причинённого вреда.

Именно степенью опасности для общества отличается нарушение от преступления. Поэтому оно является наказуемым.

Если будет установлено, что подозреваемому можно было избежать нарушения и поступить в соответствии с законом, но он не сделал этого или сделал не полностью, то будет доказан факт правонарушения.

Обзор судебной практики. Топ споров в сфере экологии. Спецвыпуск

ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» обратилось в суд с заявлением к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ[1].

Обществу вменены нарушения в виде искажения информации в декларации о плате за НВОС[2] за 2017 год, и информации, содержащейся в сведениях об объекте НВОС при постановке на государственный учет.

Суды требования Общества удовлетворили, указав, что уполномоченным органом пропущен срок привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Доводы о том, что Общество привлечено к ответственности за длящееся правонарушение, выразившееся в неосуществлении платы за НВОС и не проведении актуализации учетных сведений об объекте негативного воздействия, отклонены судами со ссылкой на разъяснения Верховного Суда РФ[3].

Определение Верховного Суда РФ от 24.02.2021 № 308-ЭС20-23923 по делу № А32-53339/2019.

1. Дела о правонарушениях, предусмотренных главой 8 КоАП РФ подсудны СОЮ[4], поскольку нарушение норм законодательства в области охраны окружающей среды не связано с осуществлением предпринимательской деятельности ООО «Дом-Сервис» обратилось в суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области о признании незаконным и отмене постановления, которым заявитель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ[5].

Определением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями вышестоящих судов, заявление Общества возвращено.

Возражая против рассмотрения дела судом общей юрисдикции, Общество заявило, что привлечение к административной ответственности связано с осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами, в связи с чем настоящий спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Со ссылкой на правовую позицию Верховного Суда РФ[6], исходя из того, что родовым объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, суды указали, спор по характеру правоотношений не имеет экономической основы.

Суды также указали, что отнесение спора к компетенции арбитражного суда определяется не только статусом юридического лица, но и наличием непосредственной связи спора с осуществлением указанным лицом предпринимательской и иной экономической деятельности. Выполнение лицом требований в области охраны окружающей природной среды и природопользования не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность.

Постановление АС СЗО от 09.06.2020 по делу N А21-4/2020.

2. Если дело рассмотрено арбитражным судом, доводы о нарушении подсудности не могут служить основанием для отмены судебных актов

ТСЖ «Сибиряк» обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Заявление товарищества удовлетворено. Доводы Управления о подведомственности спора СОЮ суды отклонили, указав, что отмена высшей судебной инстанцией законного и обоснованного по сути судебного решения и прекращение производства по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду по формальным основаниям, а не с целью исправить ошибку, имеющую существенное значение, не отвечает принципу правовой определенности[7].

Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2019 N 302-ЭС19-10678 по делу N А19-20582/2018.

Сроки по административному делу

В данной статье содержится информация обо всех сроках, которые регламентированы КоАП РФ по административным делам, в том числе административный срок давности привлечения к ответственности.

Для начала изложим основы, которые нужно знать, для дальнейшего прочтения, чтобы в голове не было «каши». Прошу не путать протокол и постановление.

Протокол – документ, который призван зафиксировать обстоятельства совершенного административного правонарушения. Составляется должностным лицом: например участковым при побоях по ст.6.1.1. КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении – документ, которым непосредственно устанавливается вина и назначается наказание. В зависимости от возможного наказания, постановление может выноситься:

  • либо тем же лицом, что составляло протокол (когда дело касается незначительных штрафов);
  • либо руководителем органа, составившего протокол;
  • либо судом — когда наказание может быть в виде запрета деятельности или ареста

Рассмотрение дела – стадия, которая начинается когда протокол уже составлен и чтобы вынести постановление нужно рассмотреть дело, в том числе исследовать сам протокол) и иные доказательства.

Теперь о сроках

1. Срок составления административного протокола.

Протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления правонарушения – яркий пример протокол составляемый ГИБДД на дороге.

Когда составление протокола на месте невозможно, например нужно установить личность совершившего административное правонарушение, протокол должен быть составлен не позднее двух суток с момента выявления административного правонарушения. С разрешения

В случае когда по делу проводится административное расследование, протокол об административном правонарушении должен быть составлен не позднее 1 месяца. С разрешения руководителя органа (например начальника ГИБДД если это протокол связанный с нарушением ПДД) этот срок может быть продлен на 1 месяц.

Что такое административное расследование.

Административное расследование проводится только по тем делам, по которым требуются значительные временные затраты: например для проведения экспертиз, розыска лиц или истребования доказательств или производства иных процессуальных действий.

В материалах административного дела проведение административного расследования будет отражено в форме постановления «о возбуждении административного дела и проведении административного расследования».

По делам без административного расследования такой документ не составляется, вместо этого лицо уполномоченное составлять документы, сразу составляет протокол.

2. Срок направления дела в суд или орган для рассмотрения.

После составления протокола об административном правонарушении дело должно быть направлено в суд или орган рассматривающий дело, в течение 3 дней.

3. Срок вынесения постановления.

Должностным лицом дело должно быть рассмотрено (т.е. вынесено постановление) не позднее 15 суток с момента поступления ему протокола. Например, сотрудник ГИБДД в течение 2-х суток составил протокол и передал его начальнику ГАИ. Последний, в свою очередь, должен в течение 15 дней вынести постановление.

Когда дело рассматривается судом, постановление должно быть вынесено не позднее 2 месяцев. При этом при возникновении необходимости суд своим определением может продлить этот срок еще на 1 месяц.

Если суд не рассмотрел в дело и в этот срок, на лице привлекаемом к ответственности это никак не скажется. Нарушение сроков негативно скажется только на карьере судьи с точки зрения ее возможного порицания со стороны ее руководства.

Однако, само административное дело в связи с этим не прекращается, а рассматривается независимо от затягивания сроков.

4. Срок обжалования постановления (подачи жалобы на постановление) по делу об административном правонарушении.

Жалоба на постановление может быть подана в течение 10 дней с момента его получения.

Моментом подачи считается дата сдачи в канцелярию, а когда жалоба сдается почтой – дата указанная на почтовой квитанции (независимо от сроков поступления конверта с жалобой адресату).

Кстати жалоба на постановление, если она касается приостановления деятельности, направляется судом в вышестоящий в день ее подачи.

5. Срок рассмотрения жалобы на постановление по административному делу.

  • Если жалобу рассматривает должностой лицо, то она должна быть рассмотрена в десятидневный срок со дня ее постпуления лицу, которое его рассматривает.
  • Если жалоба падана в суд, то срок рассмотрения такой жалобы составляет 2 месяца.
  • Исключения составляют отдельные категории дел, например:
  • Жалоба на постанволение об административном аресте подлежит рассмотрению в течении 1 суток.
  • Срок рассмотрения жалобы по делам о приостановлении деятельности составляет 5 суток.
  • Есть и другие исключения

6. Срок привлечения к административной ответственности.

Данный срок очень важен для привлекаемого лица, поскольку является пресекательным. Это значит, что после его истечения лицо не может быть привлечено к ответственности, а дело должно быть прекращено.

Читайте также:  Ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность

Сроки по разным категориям дел разные от 2 месяцев до 6 лет.

По самым незначительным правонарушениям срок составляет:

  • При рассмотрении дела органом или должностным лицом — 2 месяца
  • При рассмотрении судом – 3 месяца.

По таким распространенным делам как по ст.12.8, 12.26 КоАП РФ или 6.1.1. КоАП РФ срок привлечения составляет 1 год.

Это значит если суд не вынес постановление за 1 год со дня совершения правонарушения, то дело просто прекращается независимо не от чего. И тут не может быть никаких «НО».

По делам например о банкротстве срок давности привлечения к ответственности составляет 3 года, а по терроризму – 6 лет.

Сроки привлечения к административной ответственности

В соответствии со статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В отношении отдельных правонарушений установлены более длительные сроки.

Так, например, постановление не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения за нарушение трудового законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите прав потребителей и многие другие.

Срок давности привлечения к административной ответственности — 2 года установлен за нарушение бюджетного законодательства РФ, законодательства о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и другие.

За нарушение законодательства РФ о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации, за нарушение в области воинского учета срок давности привлечения к административной ответственности составляет 3 года со дня совершения административного правонарушения.

За нарушение законодательства РФ о противодействии терроризму и законодательства РФ о противодействии коррупции виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности в течение 6 лет со дня совершения административного правонарушения.

Общие правила исчисления срока давности

Если срок давности привлечения к административной ответственности истек, то производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Такие сроки указаны в ст. 4.5 КоАП РФ. Так, срок давности по большинству административных правонарушений составляет всего два месяца. Для трудовых отношений с января 2015 г. срок давности при нарушении трудовых прав увеличен до одного года.

Напомним, течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ). А наступление события связано с днем совершения правонарушения. Следовательно, срок давности начинает исчисляться на следующий день после его совершения. Проверяющие органы на практике нередко этим пользуются и добавляют «лишний день» к сроку. Например, нарушение совершено 22.01.2019, срок начал течь с 23.01.2019 и истекает, по мнению контролеров, 23.01.2020. Но такой подход неверен. Ведь в ч. 2 ст. 4.8 КоАП РФ указано, что срок:

  • исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца;
  • исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.

Снятие ответственности

Истечение срока давности административного правонарушения означает, что производство по совершенному проступку не может быть начато. В этом случае субъекта нельзя привлечь к ответственности. При этом закон предусматривает прекращение уже начатого производства. Этот случай весьма распространен в практике. Если разбирательство по проступку затягивается, уполномоченный орган может вынести соответствующее постановление. Истечение срока давности административного правонарушения в таких случаях означает снятие с лица ответственности. Если соответствующего постановления вынесено не было, а субъекту все-таки назначено наказание, то это выступает в качестве основания для отмены решения. Привлечение к ответственности после окончания срока давности является нарушением законодательства.

Что такое административное правонарушение?

Глава 2 статьи 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Закон об административных правонарушениях) определяет нарушение как действие или отсутствие действия, совершённое физическим или юридическим лицами, которое противоречит закону. Таким образом, правонарушение — это не только совершённое действие, но и бездействие, являющееся опасным для общества. Административные правонарушения характеризуют следующие признаки: виновность, противоправность и наказуемость.

Административное нарушение отличается от преступления тем, что его совершение не наносит обществу большого вреда и не является общественно опасным в сравнении с понятием в смысле уголовного права. И всё же, некоторые действия могут быть признаны как нарушением, так и преступлением. Это будет зависеть от степени тяжести причинённого вреда.

Именно степенью опасности для общества отличается нарушение от преступления. Поэтому оно является наказуемым.

Если будет установлено, что подозреваемому можно было избежать нарушения и поступить в соответствии с законом, но он не сделал этого или сделал не полностью, то будет доказан факт правонарушения.

К кому не может применяться санкция

В статье КоАП РФ может содержаться несколько видов основных санкций, которые может применять суд к правонарушителю. Работы обязательного характера не могут устанавливаться для следующих категорий граждан:

  • беременным женщинам, чей статус официально подтвержден справкой из женской консультации или иного медучреждения;
  • женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, поскольку их трудоспособность временно ограничена;
  • гражданам, имеющим справку об инвалидности I или II групп (этот документ выдают учреждения МСЭК по итогам медосвидетельствования);
  • лицам, проходящим службу в рядах ВС РФ, либо призванным на военные сборы;
  • субъектам, имеющим спецзвания в учреждениях Нацгвардии РФ, ФТС, противопожарной службы, МВД или следственного комитета РФ.

Поскольку для перечисленных лиц установлен и запрет на административный арест, суд обязан использовать альтернативную меру наказания – денежный штраф. Иные категории граждан могут привлекать к выполнению обязательных работ без ограничений.

Особенности исчисления

Как правило, срок давности административного правонарушения начинается с момента совершения. Если проступок совершается неоднократно, то он считается длящимся. Например, единожды неуплаченный штраф — разовое нарушение. Если же субъект постоянно совершает проступки, не исполняя обязанности, то оно будет длящимся. Данную разницу следует понимать при исчислении срока давности. Если проступок разовый, то он начинается с момента его совершения, вне зависимости от того, когда он был выявлен. Если же он длящийся, то исчисление срока давности начинается с даты, когда было зафиксировано последнее нарушение. При этом повторность будет считаться отягчающим обстоятельством. В этом случае наказание будет более строгим. Например, при превышении скорости один раз может быть вменен штраф. При последующих неоднократных аналогичных проступках водитель может лишиться прав.

Виды административного наказания

Административные правонарушения не имеют столь жёстких мер воздействия на виновника как уголовные. Найти виновника и предъявить ему требования необходимо в чётко установленный срок, иначе он может истечь, тогда виновник останется безнаказанным.

Самые распространённые меры воздействия – денежные, назначаются в виде административного штрафа, но есть и другие:

  • первичное и повторное предупреждение;
  • задержание на 15 или 30 суток;
  • ограничение в занимаемой должности или полномочиях;
  • дисквалификация;
  • депортация на родину, если человек не является гражданином России;
  • привлечение к общественным работам и другое.

Для каждого вида нарушения установлен свой срок давности, который регламентируется соответствующей статьёй. Он зависит от нюансов происшествия, размера нанесённого ущерба.

Статьи 4.5, 4.6 КоАП РФ регламентируют данные сроки:

  • 2 месяца, если привлекается к ответственности должностное лицо (сотрудник полиции или ГИБДД).
  • 3 месяца, если дело будет рассмотрено в суде. В эту категорию относятся люди, которые виновны в ДТП и скрылись с места аварии, штрафуются за нарушение ПДД и другое.
  • 1 год, если был зафиксирован факт причинения вреда жизни и здоровью человека, авторским правам, нарушены правила экспорта.
  • 1 год, если причинён существенный урон окружающей среде и природе, нарушены права предпринимательской деятельности, в сфере налогообложения, азартные игры в несанкционированном казино или розыгрыши.
  • 2 года, если был нарушен таможенный кодекс, не соблюдены правила проведения операций с валютой, найдены ошибки в обязательной отчётности в бухгалтерии, систематическое уклонение от алиментов, домашнее насилия и другое.
  • 3 года, если не соблюдаются законы политики (лицо уклоняется в предоставлении отчётности по имуществу), использование служебного положения в ситуации с распределением бюджетных средств. Открытие делопроизводства по решению вопросов банкротства фирм и предприятий, а так же частных лиц.
  • 6 лет – максимально возможный период давности. Сюда включаются все дела по коррупции на территории России и незаконная террористическая деятельность, содействие ей.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ульяновской области

Обязательные работы представляют собой вид уголовного наказания, предполагающий исполнение общественно полезных работ осужденным в свободное время.

То есть применяться данная мера ответственности может только по отношению к тем, кто имеет основное место работы или учебы.

Регламентированы обязательные работы ст. 49 УК РФ, а также ст. 3.13 КоАП РФ. С 2013 года обязательные работы появились как вид административного наказания в КоАП РФ.

За отбывание обязательных работ осужденные не получают никакого материального вознаграждения.

Назначается данный вид наказания, как правило, за преступления небольшой тяжести. Трудовые задания в рамках обязательных работ не требуют особых знаний и навыков у осужденных, определенной степени квалификации труда.

Глава 7 Уголовно-Исполнительного Кодекса регулирует порядок исполнения наказания в виде исправительных работ. Исправительные работы, по большей части, имею сходства с принудительными работами, чем с обязательными.

Основные отличия обязательных и исправительных работ представлены следующим перечнем:

  • Принудительные работы предполагают отчисления в счет государства, в обязательных работах – нет дохода;
  • И те, и другие работы могут применяться в отношении несовершеннолетних осужденных;
  • Исправительные работы могут отбываться на месте работы осужденного, обязательные – не могут;
  • Исправительные работы применяются при назначении наказания за преступления небольшой и средней тяжести, обязательные – только при небольшой.
  • Ограничения на круг лиц, в отношении которых не могут применяться исправительные работы, идентичны с ограничениями для обязательных работ.

    В КоАП нет четкой градации обязательных работ. Исходя из этого можно сделать вывод, что законно установленной классификации не существует. Можно проследить разграничение только по анализу исполнительной системы в Российской Федерации. Общественные реалии показывают, что наиболее часто правонарушители выполняют следующие виды работ:

    • починка общественного или государственного имущества;
    • уборка территорий;
    • мытье фасадов муниципальных бюджетных зданий;
    • посадка и уход за цветами и иные способы облагораживания территории;
    • покраска бордюров, заборов и др.
    Читайте также:  Акт списания основных средств бланк 2022 года

    Каждый конкретный вид определяется ОМС в зависимости от нуждаемости в рабочей силе в той или иной сфере.

    Довольно существенная часть осужденных не исполняет наказание в виде отбывания обязательных работ должным образом.

    Регулярные прогулы без уважительных причин, попытки скрыться от сотрудников уголовно-исполнительной инспекции рано или поздно приведут к тому, что наказание будет заменено на более серьезное.

    Итак, что будет, если не ходить на обязательные работы? Чтобы в отношении Вас было принято решение об инициировании замены обязательных работ лишением свободы, необходимо признать Ваши нарушения злостными.

    Основания признания представлены следующим образом:

    • Более 2 прогулов без уважительной причины в течение месяца;
    • Более 2 нарушений трудовой дисциплины в течение месяца;
    • Попытки скрыться от отбывания обязательных работ.

    Если осужденный пытается скрыться, его объявляют в розыск с арестом на 48 часов. Судом арест может быть также продлен на 30 суток.

    При систематических нарушениях трудовой дисциплины и прогулах уголовно-исполнительная инспекция подготавливает для передачи в суд материал о замене обязательных работ принудительными или реальным сроком лишения свободы.

    Срок наказания сохраняется с учетом уже отработанного времени. Один день принудительных работ или лишения свободы равен 8 часах обязательных работ.

    Комментарий к статье 4.5. КоАП РФ:

    1. Давностный срок привлечения к административной ответственности — это срок, после истечения которого исключается возможность назначения административного наказания.

    2. Срок давности привлечения к административной ответственности определяется настоящей статьей дифференцированно в зависимости от особенностей административных правонарушений, которые должны повлечь за собой реакцию государства в виде применения административных наказаний, и субъекта юрисдикции.

    3. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать двух месяцев. Краткость срока обусловлена тем, что оперативность назначения наказания наилучшим образом способствует действенности самого наказания. Тем не менее за отдельные виды правонарушений, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи, срок давности увеличен до одного года. Это обусловлено рядом обстоятельств, которые объективно не позволяют в течение общего срока давности выявить факт совершения правонарушения.

    Обычно к таким обстоятельствам относятся: наличие объективного временного разрыва, причем весьма значительного, между совершением правонарушения и проявлением его вредных последствий (например, нарушения законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, о континентальном шельфе; сезонно-климатические условия, не позволяющие быстро установить необходимые причинно-следственные связи (например, нарушения законодательства об охране окружающей среды); особенности календарной отчетности, а также осуществления государственного контроля и надзора в соответствующей сфере (например, нарушения законодательства о налогах и сборах). Следует отметить тенденцию расширения перечня нарушений, постановления по делам о которых могут быть вынесены до истечения одного года со дня совершения правонарушения.

    4. Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» был установлен специальный срок давности привлечения к ответственности лиц при рассмотрении дел об административных правонарушениях судьями. При этом учитывалось, что судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, применяя санкции, затрагивающие существенные личные и имущественные права физических и юридических лиц, что нередко требует проведения экспертизы, обеспечения привода физических лиц, привлекаемых к ответственности, свидетелей, истребования дополнительных доказательств и других процессуальных действий, влекущих отложение рассмотрения дела.

    5. Для разных по характеру административных правонарушений различна и точка отсчета давностного срока привлечения к ответственности. Для большинства административных правонарушений моментом, с которого начинает течь давностный срок, является день совершения правонарушения. Для так называемых длящихся административных правонарушений давностный срок привлечения к ответственности исчисляется иначе. Правонарушения такого рода характеризуются непрерывным осуществлением единого состава определенного действия (бездействия). В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом или иным нормативным правовым актом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

    6. В ч. 3 данной статьи определены специальные сроки давности при назначении наказания в виде дисквалификации (см. комментарий к ст. 3.11).

    Что касается точки отсчета давностного срока при назначении дисквалификации за длящиеся правонарушения, то здесь применим принцип исчисления давностных сроков привлечения к административной ответственности для всех длящихся административных правонарушений.

    В 2009 г. в данную статью была включена ч. 6, определяющая специальный срок давности привлечения к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства по ст. ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 — 14.33 КоАП РФ. Фактически годичный срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные названными статьями, увеличивается на срок расследования соответствующего деяния в антимонопольном органе и формально начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии этого органа о факте правонарушения.

    7. Суд, прокурор, следователь и дознаватель в случае отсутствия в деянии состава преступления выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Однако, если в совершенном деянии будут обнаружены признаки административного правонарушения, указанные лица могут направить материалы об административном правонарушении тому органу или должностному лицу, в компетенцию которого входит рассмотрение дел данной категории. Административное наказание в таких случаях может быть назначено в течение сроков, установленных ч. 1 комментируемой статьи.

    8. Следует иметь в виду, что Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 13 июля 2010 г. N 15-П (РГ. 2010. 23 июля) признал не соответствующей Конституции РФ часть 4 комментируемой статьи в той мере, в которой содержащаяся в ней норма позволяет в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения исчислять срок давности привлечения к административной ответственности со дня принятия решения об отказе в возбуждении дела или о его прекращении. В этой связи в соответствии с указанным Постановлением Конституционного Суда РФ впредь до внесения соответствующих изменений в Кодекс давность привлечения к административной ответственности в случаях, предусмотренных ч. 4 данной статьи, должна исчисляться со дня совершения (обнаружения) правонарушения.

    9. Дело об административном правонарушении (за некоторыми изъятиями) рассматривается по месту его совершения (ст. 29.5). Тем не менее лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дано право заявить ходатайство о рассмотрении дела по месту своего жительства. Основания для ходатайства о переносе места рассмотрения дела могут быть разными. Наиболее распространенной является ситуация, когда нарушитель находился в месте совершения правонарушения проездом, в связи с чем его присутствие при рассмотрении дела затруднено.

    Ходатайство об изменении места рассмотрения дела подлежит обязательному рассмотрению (ст. 24.4). Если заявленное ходатайство удовлетворено, то срок давности привлечения к административной ответственности автоматически приостанавливается, поскольку суммарный срок, затраченный на рассмотрение самого ходатайства, а также на пересылку всех материалов дела, может оказаться более длительным, чем срок, в течение которого вообще можно привлечь лицо к административной ответственности. Приостановление срока давности начинается с момента удовлетворения ходатайства о переносе места рассмотрения дела и продолжается до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать его по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство.

    10. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (см. п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).

    Исключения из общеустановленных сроков давности

    Возможность применения сроков давности увеличенного размера по отношению к отдельным видам административных правонарушений прямо предусматривается положениями ст. 4.5 КоАП РФ. При этом перечень возможных ситуаций, в которых применяется увеличенная длительность ответственности, крайне широк. В целом, в общих случаях исключений, рассматриваемых частью первой вышеупомянутой статьи, срок давности по означенным административным правонарушениям составляет год с момента совершения проступка.

    В качестве примера таковых исключений можно привести нарушения, касающиеся:

    • Географических, картографических и иных сходных ошибок или неправильных действий с соответствующими реестрами;
    • Иммиграционного законодательства;
    • Защиты прав потребителей;
    • Страхового законодательства;
    • Порядка проведения выборов и референдума;
    • Инвестиций и деятельности иных фондов и некоммерческих организаций;
    • Ряда коррупционных действий;
    • Реализации подакцизных товаров и иных четко означенных веществ;
    • Соблюдения нормативов безопасности;
    • Проведения массовых мероприятий и митингов.

    Двухгодичный срок давности устанавливается для правонарушений, которые касаются ведения бухгалтерского учёта, бюджетных мероприятий, таможенных правоотношений и валютного регулирования. К проступкам, связанным с деятельностью и управлением политических партий предусматривается применение трёхлетнего норматива о сроках давности, а в делах, касающихся финансирования террористической деятельности или нарушения антикоррупционных нормативов, применяются сроки давности размером в шесть лет с момента исполнения правонарушения.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *