Профессиограмма воспитателя детского сада

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессиограмма воспитателя детского сада». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В обязанности младшего воспитателя детского сада входит поддерживание чистоты в группе. Он должен утром и вечером проводить уборку всех вверенных ему помещений, после тихого часа – делать влажную уборку в спальне. При наличии в группе ковров чистить их влажной щеткой и пылесосом. Один раз в месяц обязательно проведение генеральной уборки с применением дезинфицирующих средств, два раза в год моются окна.

Воспитатель детского сада

Воспитатель организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию детей, готовит их к школе. Он обучает навыкам устного счета, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, пения. Развивает у детей речь и мышление, знакомит с произведениями искусства, этическими и эстетическими нормами и правилами. Прививает навыки ухода за растениями и животными. Развивает у детей сообразительность, наблюдательность, самостоятельность, творческую инициативу. Прививает им навыки общения, развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость). Способствует укреплению здоровья путем закаливания, физических упражнений, следит за соблюдением режима занятий и отдыха. Обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях, прививает детям навыки личной гигиены. Следит за своевременным и качественным питанием детей, поведением во время приема пищи.

Воспитатель приобщает детей к труду, привлекая к простейшим его видам (помощь при организации завтраков, обедов и ужинов, оформление помещения к праздникам, работа на клумбах). Консультирует родителей по вопросам обучения и воспитания детей, укрепления их здоровья. Воспитатель несет большую ответственность за жизнь и здоровье детей. Выдерживает большие физические и эмоциональные нагрузки.

Должен быть: общительным, отзывчивым, тактичным, наблюдательным и внимательным, ответственным, иметь склонность в работе с детьми, хорошую образную память, наглядно-действенный тип мышления.

Воспитателю необходимы высокая общая культура, правильная, грамотная и внятная речь, умение контролировать свое поведение. Необходимы знания дошкольной педагогики и психологии, основ гигиены и педиатрии, этики и эстетики, организации и методики воспитательной работы, навыки проведения занятий по физической культуре.

Работа воспитателя не рекомендуется лицам, имеющим психические расстройства, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем неблагоприятного течения, опорно-двигательного аппарата, устойчивые нарушения зрения и слуха, хронические инфекционные и кожно-венерические заболевания, являющимся бактерио- и вирусоносителями, а также имеющим вредные привычки (курение, наркомания, алкоголизм).

Родственные профессии: воспитатель в детских домах и общежитиях, инспектор по работе с трудными подростками, учитель младших классов в школе.

Профессиограмма воспитателя дошкольного образования

Получить профессию воспитателя можно как в педагогическом колледже на базе 9 или 11 классов, так и в высших учебных заведениях.

В основном, это либо обучение в ВУЗе или ССУЗе, либо курсы профессиональной переподготовки.

Государство в образовательной политике ставит в приоритет повышение качества образования. Это выражается также в требованиях к сотрудникам образовательных учреждений.

У воспитателей должен быть диплом о необходимом образовании – среднем специальном, высшем или о курсах переподготовки. Пройти курсы профессиональной переподготовки можно на базе уже имеющегося высшего образование.

Для соответствия на профессию воспитателя на сегодняшний день, специалист должен обладать рядом личностных и профессиональны качеств. Вот некоторые из них:

  • Активность. Воспитателю нужно быть таким же активным как его воспитанники, ведь воспитателя, который основную часть дня будет проводить сидя в кресле нельзя назвать заинтересованным в воспитании будущего поколения.
  • Способность изменяться и принимать изменения. Это относится как изменению в системе образования, так и в целом к быстро меняющимся тенденциям в воспитании детей, семейных отношениях, технологиях и т.д.
  • Внимательность. Воспитатель должен все время быть внимательным как к детям, так и к самому себе, своему поведению, речи, внешнему виду, навыкам и т.д.
  • Компетентность. Воспитатель должен обладать базовыми знаниями в педагогике, психологии, социологии и стремиться к повышению своей квалификации.

При приеме на работу каждый работник, принимаемый на эту должность, должен изучить должностные обязанности воспитателя детского сада под роспись. В этом документе прописано, что педагог должен быть компетентен в проведении мероприятий, способствующих укреплению здоровья детей и их физическому развитию, всевозможных видов организованной и самостоятельной деятельности и общения дошкольников. Дети должны получить все знания согласно основной программе дошкольного учреждения.

Должностные обязанности воспитателя детского сада подразумевают тщательный присмотр за детьми в помещении и на прогулочных площадках детского сада, взаимодействие с родителями. Также воспитатель планирует и организует игровую и самостоятельную деятельность и досуг детей, участие в конкурсах как внутрисадовского уровня, так и более высокого, после чего проводит выставки детских работ.

Педагог должен владеть современными инновационными технологиями и методиками и применять их на практике. Наряду с этим педагог следит за порядком и чистотой своего рабочего места, в группе и на вверенном ему участке. Проводит дезинфекцию игрушек в соответствии с нормами СанПиНа. Координирует работу младшего воспитателя. Ведет каждодневный учет посещаемости детей и фиксирует это в специальной тетради. Воспитатель находится в прямом подчинении у заведующего, выполняет требования старшего воспитателя и медсестры.

Контрольная работа: Профессиограмма воспитателя. Невербальное общение

Детские сады. Это могут быть государственные и частные учреждения. Специалист может быть сотрудником яслей или заниматься детьми из младших, средних и старших групп. Его ключевая обязанность – обеспечивать развитие ребят, помогать им, развивать таланты, оберегать от несчастных случаев и наблюдать за состоянием физического и психического здоровья.

Специальные училища. Преимущественно это суворовские и нахимовские училища. Большинство воспитателей имеет не только военное, но и педагогическое образование. Специфическая сфера деятельности – устроиться на работу в училище могут далеко не все специалисты. Необходимо пройти узкоспециализированную подготовку, подтвердить квалификацию и обеспечить полное соответствие профессиональным стандартам.

Детские дома и интернаты. К сожалению, не менее 20% сотрудников работают в детских домах и интернатах. Сотрудники учреждений – это не только педагоги, но и опытные психологи. Квалифицированный педагог должен не только развивать ребенка, но и следить за его эмоциональным состоянием. Подавляющее большинство детей – трудные, с надломленной психикой и дефектами в поведении. Работать с ними – не самая простая задача. Во многом именно от вас будет зависеть будущее ребят, находящихся в зоне риска.

Исправительные колонии для несовершеннолетних. Здесь специалисты работают с особенно трудными детьми, совершившими правонарушения. Задача воспитателя – обеспечить именно исправительную функцию учреждения. К сожалению, многие специалисты под грузом сложнейшей работы превращаются в довольно жестоких надзирателей. Допустить это – значит лишить детей шанса на исправление и нормальную жизнь в дальнейшем.

МБДОУ № 8 «ЧОППУУСКА»

Воспитатель второй младшей группы

Захарова Декабрина Николаевна

РС(Я) Г.Мирный

«Моя профессия – воспитатель»

«Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению»

Руссо Жан-Жак.

Воспитатель — для меня это не профессия, а образ жизни, это первый человек после мамы, с которым ребенок общается больше в младенческом возрасте, это первый учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели — люди, которые в душе всегда остаются детьми. Самое главное в нашей профессии — любить детей, любить просто так, отдавая им своё сердце.

Перед каждым из нас после окончания школы вставал очень важный вопрос с выбором профессии. Кем я хочу стать? Перед нами были открыты все дороги, но выбрать нужно было только одну.

Читайте также:  Приказ о приеме на работу (форма Т-1 и Т-1а)

Мечтала ли я стать воспитателем? Нет. Я даже мало что знала об этой профессии. Воспитателем я стала по воле случайно сложившихся обстоятельств. Но почему эти обстоятельства сложились именно так, а не иначе? Ведь человек сам должен определить свою судьбу. А может, это все было не случайным, а закономерным?

Для меня моя профессия — это мир детства, это мир доброты, сказки и волшебства. Профессию воспитателя, особо осознаешь когда приходя в детский сад видишь распахнутые навстречу глаза детей, где несколько пар глаз и ушей жадно следят за каждым моим движением и словом. Где ребенок жадно ловит каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.

Сказать что наша профессия – это каждодневный праздник трудно, бывает иногда, опускаются руки, но стоит этому ребенку улыбнуться тебе и все, ты не в силах их предать,

Воспитатель — это пример. А быть им, значит много и упорно работать. Да, порой мы забываем о своей личной жизни. Но знаем наградой этому будет адаптированные к жизни и в социуме дети.

В своей работе я поняла, что главное в моей профессии «гореть, а не тлеть», а иначе не стоит работать в детском саду. Фантазия и творчество являются моими спутниками на тернистой дороге педагога. Трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания — так я понимаю требование времени и стараюсь соответствовать этому требованию. Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не должен забывать доброе старое, например устное народное творчество. Воспитателю необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир. В наш век бурного развития высоких технологий педагог, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений, продиктованных самим временем, владеть компьютером и ИКТ.

Воспитатель — это врач, он лечит добротой и лаской, не вредя хрупкой душе ребенка, это хороший и мудрый судья который может сглаживать противоречия, приведя к гармонии, это веселый сценарист, талантливый артист и прекрасный художник. В его силах дать что-то новое загадочное и интересное каждый день. Вырастить человека в полном смысле слова — это значит совершить чудо, а такие чудеса совершаются ежедневно, ежечасно, ежеминутно обыкновенными людьми — педагогами детских садов.

Общаясь с детьми, мы учимся у них быть терпеливыми сдержанными — это своего рода каждодневный экзамен. Дети хоть они маленькие, но мудрые проверяют тебя на прочность, и одновременно любят, ведь никому не секрет когда дети заигравшись называют тебя мамой. И это для нас великая награда. И мы готовы отдать им свое сердце за их чистоту любви и простоту души, ведь они открыты всем, к кому протянут свои руки.

Работая с дошкольниками, не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым.

Конечно, нам бывает жаль когда, приходит пора растования и ты знаешь что уже не будет в твоей группе тех, которых привыкла считать своими детьми. Они не придут к тебе с утра и их озорные глаза не встретятся с твоими глазами, ты не обнимешь и не дотронешься до них, они не возьмут тебя за руку — они уходят от тебя …. Они уходят из детского сада, уходят в другую жизнь, но в твоем сердце остаются навсегда. Но мы всегда знаем, что на смену Маше, Даше, Ване придут другие дети. И мы их будем называть своими.

Работая воспитателем, я могу сказать — лучше моей профессии нет! Она заставляет снова и снова переживать детство, даёт ощущение вечной молодости!

На профориентации многие школьники пишут сочинение на тему «Моя будущая профессия – воспитатель». Но лишь единицы понимают суть этой профессии и произрастающие из нее обязанности. Отметим ключевые характеристики специальности.

Плюсы профессии воспитатель:

  • Важная, действительно нужная работа – вы получите возможность «создавать» замечательных людей, раскрывать их таланты и развивать способности.
  • Довольно высокая социальная значимость специальности – уважение со стороны окружающих людей.
  • Льготы при работе в государственных учреждениях.
  • Интересная и увлекательная работа для людей, которые искренне любят детей.

Минусы профессии воспитатель:

  • Сравнительно невысокие заработные платы.
  • Груз ответственности, с которым по силам справиться далеко не каждому.
  • Характерная для государственных учреждений бюрократия.
  • Работа в условиях частого стресса.
  • Возможное давление со стороны родителей и руководства.

Профессия обладает объективными достоинствами и недостатками. Они дополняются характеристиками, индивидуальными для каждого места работы специалиста. Постарайтесь учесть все «за» и «против» до поступления. В противном случае вас может ждать разочарование.

Воспитатель занимается образованием ребенка.

Воспитатель занимается образованием ребенка: его воспитанием, обучением и развитием. Проводит зарядки, занятия по развитию речи, навыков устного счета, чтению, рисованию, лепке, природоведению. Развивает у детей внимание, память, мышление, сообразительность, инициативность, навыки общения. Знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе. Организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

Работает в помещениях детского сада: в группе, спортзале, также на воздухе, на территории для прогулки.

К должностным обязанностям работника детсада относится:

  • проведение мероприятий, которые направлены на физическое развитие и укрепление здоровья подопечных;
  • обучение детей основным дошкольным общеобразовательным предметам в соответствии с утвержденной программой;
  • соблюдение режима дня (прием пищи, сон, учеба, прогулки);
  • контроль состояния здоровья детей, информирование в случае необходимости медсестры;
  • организация и проведение различных праздников, соревнований и других видов активного досуга;
  • организация работы с учетом индивидуальных особенностей, характера, способностей и наклонностей каждого ребенка;
  • сотрудничество с родителями и другими педагогами с целью наилучшего развития ребенка;
  • ведение документации;
  • оказание первой медицинской помощи в случае необходимости.

Эта официальная характеристика профессии воспитателя детского сада не раскрывает всего ее разнообразия и сложности. Ведь педагог должен утром принять каждого ребенка у родителей, выслушать и учесть все их просьбы и советы, во время обеда помогать детям в приеме пищи, а при подготовке к прогулке – с одеванием. Также воспитатель вовремя укладывает детей днем спать, а затем их будит, проводит учебные занятия и организует подвижные игры, успокаивает плачущих малышей и делает еще множество разных дел.

Администрация детского сада в лице заведующей и педагогического состава следит за деятельностью каждого сотрудника. Стандартными требованиями, предъявляемыми воспитателю детского сада, являются следующие:

  • среднее или высшее педагогическое образование (преподаватель дошкольного образования);
  • опыт работы с детьми;
  • знание детской психологии;
  • знание обучающих методик и программы дошкольного развития;
  • любовь к детям;
  • ответственность, коммуникабельность, терпеливость.

Главным условием в работе воспитателя является любовь к своей профессии. Дети остро чувствуют, как к ним относятся. Поэтому, чтобы избежать конфликтных ситуаций, требуется проявлять много терпения и внимания к дошкольникам.

Воспитателем в детском саду может работать человек с педагогическим образованием. От специалиста требуется знание:

  • методик преподавания различных предметов;
  • методов воспитательной работы;
  • основ возрастной психологии ребенка;
  • возрастной физиологии и гигиены мальчиков и девочек;
  • порядка оказания первой медицинской помощи.

Хорошим воспитателем станет специалист, обладающий такими личными качествами:

  • ответственность и активность;
  • терпение и выдержка;
  • наличие хорошего логического и творческого мышления;
  • хорошая память;
  • любовь к детям и доброта;
  • справедливость и искренность;
  • общительность и умение найти подход к каждому ребенку.

Работать с детьми могут только те специалисты, кто искренне любит свою профессию, терпелив, целеустремлен и доброжелателен. Воспитатель детского сада должен быть:

  • ответственным;
  • активным;
  • наблюдательным;
  • неравнодушным;
  • грамотным.
Читайте также:  Когда платить НДФЛ с отпускных в 2023 году

Воспитатель обязан понимать детскую психологию, обладать организаторскими способностями, творческим и пытливым умом.

Получить профессию воспитателя можно как в педагогическом колледже на базе 9 или 11 классов, так и в высших учебных заведениях.

В основном, это либо обучение в ВУЗе или ССУЗе, либо курсы профессиональной переподготовки.

Зарплаты других работников ДОУ

Различаются оклады и у остальных работников учреждения — все зависит от тарификации. Это обусловлено спецификой работы и квалификацией. Методист или старший воспитатель получает выплаты немного больше воспитателя—от 30 000 до 40 000руб. в большинстве регионов страны.

Оклад логопеда зависит от ставки, средний оклад во многих областях РФ—12 000-15 000 руб. Музыкальный работник – от 10 000 до 15 000 руб., зависит от количества часов. Зарплата помощника воспитателя или младшего воспитателя – от 9 000 до 12 000 руб. Психолог получает на уровне помощника из-за небольшого количества часов. По сравнению с другими профессиями, уровень зарплат существенно ниже, поэтому одна из главных проблем дошкольного образования — нехватка педагогических кадров.

Сколько получают воспитатели в России

Средняя зарплата специалистов в России составляет порядка 22 тыс. рублей в год. Лидерство по этому показателю традиционно удерживают Москва (средняя зарплата 29 тыс. рублей), Санкт-Петербург (27 тыс. рублей) и Екатеринбург (26 тыс. рублей). Самые низкие зарплаты в регионах составляют порядка 11 тыс. рублей. Меньше всего, согласно статистике, получают специалисты из отдаленных сел и деревень.

Размер заработной платы во многом зависит от квалификации и опыта, а также от места работы. Так сотрудники государственных учреждений обычно получают меньше, чем специалисты, трудоустроенные в частных компаниях. Однако разница часто компенсируется льготами и другими привилегиями от государства. Что же касается перспектив карьерного роста, то они существуют: рядовая «нянечка» со временем может стать заведующей тем же детским садом, директором интерната и так далее.

Описание профессии педагог-воспитатель

Мнение эксперта
Екатерина Колоколова
Профориентатор. Дипломированный специалист по проблемам вовлеченности детей в учебу.

Полностью профессия воспитателя звучит как педагог-воспитатель. Она характеризует человека, который занимается учебно-воспитательной работой с детьми любого возраста. У ее представителя должно быть профильное высшее образование, а также узкое направление специализации. Сотрудник наделяется рядом обязанностей и полномочий, а также несет ответственность за своих воспитанников и качество работы с ними.

Описание профессии зависит от ее специализации:

сотрудник детского сада — встречает и провожает детей, обеспечивает им комфортные условия пребывания на территории воспитательного заведения. Ведет с ребятами работу, направленную на их подготовку к школе, адаптацию в повседневной жизни. Обеспечивает малышам интересный досуг, следит за их безопасностью. При необходимости решает организационные и личные вопросы с родителями детей;
работник интерната — также занимается обучением и воспитанием детей, но с учетом особенностей их социального положения
Особое внимание уделяет адаптации ребенка в обществе в случае усыновления, выпуска из воспитательного заведения;
работник заведения школьного типа — обычно такие специалисты взаимодействуют с проблемными учениками, новичками

Они помогают им исправить свое поведение или адаптироваться в новых условиях
Все чаще эти сотрудники берут на себя обязанности по проведению тестов по профориентации для выпускников;
сотрудник исправительной колонии для несовершеннолетних — важно понимать, что это не надзиратель, а именно тот специалист, который ведет прямую работу с ребенком. Он занимается его образованием, помогает установить источник проблем с поведением, старается направить его энергию в благоприятное русло.

Кто такой воспитатель? Описание профессии

Специалист, который занимается учебно-воспитательной работой. Обычно это педагог, работающий с детьми и подростками, имеющий среднее специальное или высшее образование, наделенный рядом полномочий и широким кругом обязанностей. Он зависит от должностных инструкций и места работы специалиста. В качестве примера рассмотрим ключевые обязанности сотрудника детского сада или интерната:

  • Ежедневный утренний прием детей в группы, передача родителям в вечернее время.
  • Организация питания, при необходимости – докорм.
  • Обеспечение соблюдения режима дня.
  • Наблюдение за поведением детей, выявление отклонений от нормы.
  • Планирование сетки занятий и их последующее проведение.
  • Организация досуга детей и проведение праздников.
  • Сопровождение во время прогулок, всесторонняя помощь ребенку.

Сколько получают воспитатели в России

Средняя зарплата специалистов в России составляет порядка 22 тыс. рублей в год. Лидерство по этому показателю традиционно удерживают Москва (средняя зарплата 29 тыс. рублей), Санкт-Петербург (27 тыс. рублей) и Екатеринбург (26 тыс. рублей). Самые низкие зарплаты в регионах составляют порядка 11 тыс. рублей. Меньше всего, согласно статистике, получают специалисты из отдаленных сел и деревень.

Размер заработной платы во многом зависит от квалификации и опыта, а также от места работы. Так сотрудники государственных учреждений обычно получают меньше, чем специалисты, трудоустроенные в частных компаниях. Однако разница часто компенсируется льготами и другими привилегиями от государства. Что же касается перспектив карьерного роста, то они существуют: рядовая «нянечка» со временем может стать заведующей тем же детским садом, директором интерната и так далее.

Где может работать специалист

Детские сады. Это могут быть государственные и частные учреждения. Специалист может быть сотрудником яслей или заниматься детьми из младших, средних и старших групп. Его ключевая обязанность – обеспечивать развитие ребят, помогать им, развивать таланты, оберегать от несчастных случаев и наблюдать за состоянием физического и психического здоровья.

Специальные училища. Преимущественно это суворовские и нахимовские училища. Большинство воспитателей имеет не только военное, но и педагогическое образование. Специфическая сфера деятельности – устроиться на работу в училище могут далеко не все специалисты. Необходимо пройти узкоспециализированную подготовку, подтвердить квалификацию и обеспечить полное соответствие профессиональным стандартам.

К личностным качествам педагога относятся:

  • профессиональная направленность;

  • эмпатия;

  • педагогический такт

  • педагогическая зоркость;

  • педагогический оптимизм;

  • культура профессионального общения;

  • педагогическая рефлексия.

Профессиональная направленность — собирательное свойство личности педагога, представляющее собой комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание. Профессиональная направленность характеризует определенное отношение к обществу, природе, окружающим людям, отношение к педагогическому труду, стиль педагогического общения.

Эмпатия качество личности, се способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать. Эмпатию трудно воспитать, но также трудно и разрушить; она сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного. У педагога эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям, тактичности. Педагогический такт означает чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия. Оптимальное сочетание ласки и твердости, доброты и взыскательности, доверия и контроля, шутки и строгости, гибкости поведения и воспитательных воздействий — таковы конкретные проявления чувства меры у педагога. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное досто­инство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе.

Педагогическая зоркость проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом. Показателями педагогической зоркости следует считать умение воспитателя видеть, слушать, чувствовать детей, понимать их психическое состояние.

Педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы. Суть такого оптимизма сформулирована в педагогических заповедях Ш.А. Амонашвили: «Верьте в ребенка. Верьте в себя. Верьте в науку». Педагогу, любящему детей, свойственна настроенность на восприятие их положительных качеств и свойств. Зная достоинства и способности каждого воспитанника и создавая условия для их проявления, он способствует раскрытию личного потенциала у детей.

Культура профессионального общения предполагает организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог — ребенок», «педагог — родители», «ребенок — ребенок», «педагог — коллеги», понимание детей и окружающих, уважение к ним, создание положительного микроклимата. Педагогическая рефлексия — самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотношение их с поставленной целью. Педагог размышляет над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.

Читайте также:  Возврат денежных средств на карту

Основными причинами профессиональной непригодности педагога является проявление небрежности, халатности в процессе педагогической деятельности. В подобных случаях следует говорить об отсутствии необходимых личностных качеств, воспитывающего и обучающего, прежде всего профессиональной направленности, или об их деформации. Нельзя забывать другую заповедь Ш.А. Амонашвили: «Любите ребенка. Если хотите развить в себе Божий дар педагога — любите ребенка».

  1. Педагогическая деятельность как диалог двух культур — ребенка и педагога.

  2. Современные педагогические теории воспитания и развития ребенка-дошкольника

  3. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания

  4. Психолого-педагогические особенности детей раннего и дошкольного возраста

Профессиональное мастерство

Факт, что воспитательная деятельность в детском саду требует большого терпения. Некоторые полагают, что педагогом может стать только тот, кто имеет врождённые специальные способности, однако это весьма спорный вопрос. Нужные педагогу специальные знания, профессиональные умения и навыки можно приобрести и развить.

Воспитание заключается не в назойливых поучениях и бесконечных нотациях: своим од­нообразием они вызовут у дошкольников лишь скуку и тоску. Профессиональное мастерство педагога ДОУ проявляется в понимании, что наиболее действенными являются не только словесные методы воспитания, а в значительно большей мере добрые и нравственные поступки: помощь окружающим, проявление сочувствия и милосердия и др. Поэтому воспитателю необходимо нарабатывать свой педагогический опыт в том, чтобы уметь легко организовывать такую деятельность детей.

Должностная инструкция воспитателя

Этот документ очень важен, причем, не только воспитателю, но и его работодателю. Первому он позволяет знать требования, которые к нему предъявляются, четко видеть границы своих должностных обязанностей, а также дает ему представление о тех нарушениях, которые лучше не допускать в работе. Второму должностная инструкция позволяет координировать деятельность каждого отдельно сотрудника и организации в целом, а также обосновывать перед вышестоящими инстанциями производимые расходы и в случае необходимости требовать повышения финансирования на штатных работников.

Должностная инструкция воспитателя – документ, который фиксирует трудовые обязанности, условия работы, права, ответственность и при необходимости некоторые другие параметры, являющиеся неотъемлемой частью деятельности этой категории работников.

  • осуществлять контроль за жизнью и здоровьем детей во все время их пребывания в саду;
  • проведение различных видов занятий, развивающих, спортивных, подготовку к праздникам и пр.;
  • создавать благоприятную атмосферу, которая способствует бесконфликтному общению между малышами;
  • прививать воспитанникам навыки самообслуживания;
  • разрешать конфликты, проявлять выдержку и тактичность с детьми и их родителями;
  • контролировать состояние здоровья воспитанников;
  • немедленное сообщение об опасности и форс-мажорных ситуациях непосредственному начальству или в соответствующую службу;
  • проходить медицинский осмотр в соответствии с графиком.

Педагогу в детском саду необходимо любить детей, иметь большое желание стать первым их проводником во взрослую жизнь, уметь улаживать конфликты, найти подход к каждому малышу, оказать первую помощь и приласкать. Работник обязан следить за своим внешнем видом, уметь правильно говорить, находить подход не только к воспитанникам, но и к их родителям. Педагог дошкольного учреждения — важная и ответственная работа, на которой необходимо всегда находиться в добром расположении духа и хорошем настроении. Функциональные обязанности воспитателя предполагают, что специалист позитивен по отношению к ребенку, умеет одинаково относиться к любому малышу, вне зависимости от его поведения, и считается с индивидуальностью каждого воспитанника.

Профессиограмма воспитателя ДОУ

Для успешного овладения профессией воспитателя необходимо обладать рядом важных качеств, так как работа с детьми подразумевает под собой создание условий для гармоничного развития личности. Ответственность, тактичность, внимательность, отзывчивость, высокие коммуникативные способности, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, компетентность, контроль своего поведения и эмоций, мобильность, гибкость, эрудированность, оптимизм, позитивное отношение к окружающим, колоссальная стрессоустойчивость, общественная и социальная активность, четкая гражданская позиция, общая развитая духовная культура, умение управлять детским коллективом, а так же организовывать его, творческий подход во всех видах деятельности, постоянная потребность в сомосовершенствовании, трезвый самоанализ и анализ своей педагогической деятельности и конечно же любовь и уважение к личности ребенка- вот далеко не полный список качеств, которыми должен обладать воспитатель. Без них выполнение прямых должностных обязанностей станет просто невозможным.

Подводя итог вышесказанному, хочу сказать, что воспитатель- это не просто рядовая профессия, и ее, безусловно, нельзя недооценивать, именно в его руках будущее подрастающих поколений, ведь именно он аккумулирует и дает знания о постоянно меняющемся мире маленьким «почемучкам», которые готовы учиться и познавать все, что их окружает.

Правительства Хабаровского края

Администрация детского сада в лице заведующей и педагогического состава следит за деятельностью каждого сотрудника. Стандартными требованиями, предъявляемыми воспитателю детского сада, являются следующие:

  • среднее или высшее педагогическое образование (преподаватель дошкольного образования);
  • опыт работы с детьми;
  • знание детской психологии;
  • знание обучающих методик и программы дошкольного развития;
  • любовь к детям;
  • ответственность, коммуникабельность, терпеливость.

Главным условием в работе воспитателя является любовь к своей профессии. Дети остро чувствуют, как к ним относятся. Поэтому, чтобы избежать конфликтных ситуаций, требуется проявлять много терпения и внимания к дошкольникам.

Воспитателем в детском саду может работать человек с педагогическим образованием. От специалиста требуется знание:

  • методик преподавания различных предметов;
  • методов воспитательной работы;
  • основ возрастной психологии ребенка;
  • возрастной физиологии и гигиены мальчиков и девочек;
  • порядка оказания первой медицинской помощи.

Хорошим воспитателем станет специалист, обладающий такими личными качествами:

  • ответственность и активность;
  • терпение и выдержка;
  • наличие хорошего логического и творческого мышления;
  • хорошая память;
  • любовь к детям и доброта;
  • справедливость и искренность;
  • общительность и умение найти подход к каждому ребенку.

Работать с детьми могут только те специалисты, кто искренне любит свою профессию, терпелив, целеустремлен и доброжелателен. Воспитатель детского сада должен быть:

  • ответственным;
  • активным;
  • наблюдательным;
  • неравнодушным;
  • грамотным.

Воспитатель обязан понимать детскую психологию, обладать организаторскими способностями, творческим и пытливым умом.

Получить профессию воспитателя можно как в педагогическом колледже на базе 9 или 11 классов, так и в высших учебных заведениях.

В основном, это либо обучение в ВУЗе или ССУЗе, либо курсы профессиональной переподготовки.

Профессиограмма воспитателя детского сада

Воспитатель — должен найти подход к каждому ребенку и постоянно учиться — учиться, прежде всего, у самих детей. В каждом детском саду есть свои принципы обучения, свои методики занятий, но каждый педагог должен иметь свои особенные секреты.

Я восемь месяцев работала в детском саду воспитателем, за это время многое для себя открыла.

Каждый день, спеша на работу, я думала о детях, о встрече с их родителями, о взаимопониманиях с сотрудниками, о предстоящих событиях. Искусство быть педагогом так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в любую минуту.

В России профессия воспитатель детсада появилась в 50-60-х годах XIX века вместе с первыми дошкольными учреждениями педагогического характера, которые стали открываться в Гельсингфорсе, Петербурге и Москве, а затем и в других городах. Заведения были платными, поэтому заниматься в них могли только дети из богатых семей.

В СССР дошкольное образование стало полностью бесплатным (родители вносили незначительные суммы за питание). В 1959 году появились первые ясли, куда можно было устраивать детей с 2-месячного возраста. Сейчас большинство малышей с трех лет начинают свое образование в дошкольных учреждениях, которых в России свыше 45 тысяч.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *