Горячие вопросы при подаче уточненных налоговых деклараций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Горячие вопросы при подаче уточненных налоговых деклараций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Общее правило гласит, что при обнаружении ошибки пересчитывать налоговую базу и, соответственно, сам налог нужно в том периоде, в котором была допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Обратите внимание: допущена, а не выявлена. Это значит, что в общем случае без подачи уточненных отчетов не обойтись.

Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?

Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:

когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;

когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:

  • уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;

  • до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Если в налоговом учете обнаружена ошибка…

У любой организации хотя бы раз возникала ситуация, когда в текущем периоде вдруг находилась ошибка, относящаяся к прошлым налоговым периодам.

Например, организация в 2018 году обнаружила документы за 2016 год, данные из которых не были включены в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль. Возникает вопрос: как исправить ошибку? Обязана организация подать «уточненку» за 2016 год или она имеет право включить эти расходы в базу 2018 года?

Обратимся к ст. 54 НК РФ, где даны два варианта исправления ошибок прошлых лет: в периоде совершения ошибки или в периоде обнаружения. Какие условия должны быть соблюдены при выборе того или иного варианта?

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены ошибки (искажения).

Иными словами, по общему правилу при обнаружении в 2018 году ошибки за 2016 год нужно скорректировать базу за 2016 год и подать за этот период уточненную декларацию.

Тем же пунктом (абз. 3) установлены исключения из приведенного общего правила, когда налогоплательщик вправе произвести перерасчет за период, в котором были обнаружены ошибки, не представляя «уточненку» за прошлые периоды:

  • невозможно определить период совершения ошибок (искажений);

  • допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Когда отвечать за ошибки не придется?

Уточненная декларация – реальный шанс избежать доначислений, пеней, штрафов. Если документ подан в налоговую до того, как недостоверные сведения выявлены инспектором в рамках камеральной проверки, за неполноту отражения сведений или за их неотражение наказывать не будут. И за занижение суммы налога ответственность нести не придется.

Также доначисления не грозят налогоплательщику, который подает уточненку после выездной налоговой проверки. Правда, это касается только исправления сведений, на которые инспекторы не обратили внимания. Если ошибки выявили в ходе проверки, подача уточненки не поможет избежать ответственности. Придется пересчитывать налог, корректировать сведения в налоговой декларации, платить все доначисленные суммы.


Подача уточненной декларации = занижение налоговой базы?

Это распространенный и крайне вредный миф. Налогоплательщики, которые так думают, не подают уточненки в надежде, что ИФНС не найдет ошибку. А налоговики ошибку находят и начисляют штраф.

Подача уточненной декларации не говорит о намеренном занижении налоговой базы. На основании одного лишь факта представления корректировочного отчетного документа компанию или ИП не могут обвинить в уклонении от уплаты налогов. Для привлечения налогоплательщика к ответственности должен быть прецедент – налоговое правонарушение с соответствующим составом, доказательной базой (письмо Минфина №03-02-07/1/2279 от 04.02.2013).


Представление пояснений при выявлении ошибок и противоречий

Если вы получили извещение о выявленной ошибке (противоречии, несоответствии) в представленной вами отчетности, в ответ организация может представить уточненную налоговую декларацию, в которой выявленные несоответствия и противоречия будут устранены, или представить пояснения. Форма представления пояснений налоговым законодательством не определена, поэтому организация вправе воспользоваться рекомендованными ФНС формами (например, см. приложение № 3 к письму ФНС России от 07.04.2015 N ЕД-4-15/5752) или составить пояснения в произвольной форме. Для подтверждения своих аргументов можно приложить к пояснениям выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета и иные подтверждающие документы.

На практике организациям часто приходится получать требования налоговых органов о предоставлении пояснений по ситуациям, когда несоответствия и противоречия отсутствуют, например, по расхождениям между строками бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль. В таком случае требования налоговых органов неправомерны, т. к. бухгалтерская отчетность содержит информацию бухгалтерского учета, сформированную по правилам, предусмотренным соответствующим законодательством. Налоговая декларация содержит сведения налогового учета, который отличен от бухгалтерского, и это не является противоречием.

Налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов (подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Поэтому при получении подобных требований в первую очередь необходимо убедиться, что они соответствуют действующему законодательству. Что делать, если налоговый орган, требуя пояснений, явно превышает свои полномочия, и организация считает выполнение таких требований неуместным, будет рассмотрено в ситуации ниже.

Представление пояснений при проведении выездной налоговой проверки

Несмотря на то, что обязанность представить пояснения при проведении выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрена, тем не менее, в Письме от 13.08.2014 N ЕД-4-2/16015 ФНС рекомендовала территориальным налоговикам и в рамках выездных налоговых проверок не пренебрегать правом на истребование пояснений. В частности, авторы данного Письма указали на необходимость получения пояснений от налогоплательщика относительно каждого выявленного в ходе процедуры проведения выездной налоговой проверки (до ее окончания) факта, позволяющего предполагать совершение налогового правонарушения, имеющего значительный характер. По мнению ФНС, получение подобных пояснений поможет заранее выявить позицию налогоплательщика по спорным эпизодам проверки. Тем самым еще до составления акта налоговой проверки могут быть урегулированы отдельные спорные ситуации (разногласия), возникшие в ходе проверки между налоговым органом и проверяемым лицом, что, в свою очередь, позволит уменьшить количество необоснованных претензий контролеров и судебных разбирательств в дальнейшем. В данном письме также указывается на правомерность требования пояснений от налогоплательщика в письменной форме.

Когда налогоплательщик обязан подать уточненную налоговую декларацию

Здесь все очень просто, если сумма налога к уплате занижена, то есть страдают интересы бюджета, то подача уточненной декларации – обязанность налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если же ошибки в первичной декларации не уменьшили сумму налога или произошла переплата в бюджет, то налогоплательщик вправе, но не обязан, подавать уточненную декларацию.

Период, за который можно подавать уточненку, законодательством не ограничен. Даже если с момента подачи ошибочной декларации прошло больше трех лет (глубина проведения выездной проверки), налогоплательщик обязан подать уточненную декларацию, если обнаружил недоимку по налогу.

Обратите внимание, что ошибки или недостоверные сведения в первичной декларации налогоплательщик должен обнаружить самостоятельно. Если их находит налоговая инспекция в результате проверки или сверки расчетов, то суммы недоимки или переплаты по налогу фиксируются в результатах проверки.

Что касается переплаты налога в бюджет, то перед подачей уточненной налоговой декларации стоит оценить целесообразность этого шага. Дело в том, что при занижении налоговой базы (то есть налог был переплачен в результате завышения доходов или занижения расходов) налоговая инспекция может провести выездную проверку по периоду, за который была подана уточненная налоговая декларация.

Кроме того, для подтверждения факта переплаты налога необходимо будет представить в ФНС документы, на базе которых подготовлена уточненная декларация (договоры с контрагентами, первичные и платежные документов, счета-фактуры). Если вы уверены в своей правоте, можете подтвердить ее документально, а сумма переплаты значительна, то подавать уточненку действительно стоит.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос № 1:

Каковы сроки камеральной проверки уточненной декларации по форме 3-НДФЛ?

Если уточненная декларация подана до истечения срока первоначальной камеральной проверки, то первоначальный срок прерывается и начинает течь новый срок камеральной проверки. Если уточненная декларация подана, например, через полгода, срок камеральной проверки устанавливается такой же, как и для первоначальной декларации. Срок камеральной проверки – 3 месяца с даты получения декларации ИФНС.

Вопрос № 2:

Можно ли подать уточненную декларацию 3-НДФЛ в случае признания договора недействительным и возврата дохода, полученного по такому договору?

Да, в таком случае налогоплательщик может представить уточненную налоговую декларацию 3-НДФЛ. Одновременно с декларацией необходимо представить документы, подтверждающие признание сделки недействительной и платежные документы, подтверждающие факт возврата полученных по такому договору сумм (доходов).

Вопрос № 3:

Налогоплательщик подал первоначально декларацию по форме 3-НДФЛ, в которой был заявлен имущественный вычет по приобретенной в браке квартире. Причем сумма доходов у налогоплательщика была меньше, чем положенный по законодательству имущественный вычет. Может ли аналогичную декларацию подать супруг на оставшуюся сумму вычета, если у налогоплательщика в последующих периодах не было доходов, облагаемых НДФЛ?

Да, действующее законодательство позволяет подать декларацию по 3-НДФЛ с имущественным вычетом по одной квартире обоими супругами. В этом случае сумму имущественного вычета, указанную в первоначальной декларации необходимо скорректировать, подав уточненную декларацию. Второму супругу можно будет подать первоначальную декларацию формы 3-НДФЛ, в которой указать имущественный налоговый вычет, равный разнице между законодательно установленной суммой имущественного вычета и суммой имущественного вычета, отраженной в уточненной декларации первого супруга.

Вопрос № 4:

Нужно ли подавать уточненную декларацию 3-НДФЛ в случае указания в ней неверного КБК?

При указании неверного КБК занижения налоговой базы по НДФЛ нет. В данном случае подача уточненной декларации является правом налогоплательщика.

Вопрос № 5:

Была обнаружена ошибка в декларации в части суммы социального вычета на лечение. После сдачи декларации был найден еще один документ, подтверждающий расходы на лечение и ранее не отраженный в декларации 3-НДФЛ. Можно ли подать уточненную декларацию в таком случае?

Да, можно подать уточненную декларацию, отразив сумму по найденному позже документу. При этом необходимо учесть следующее. Сумм налогового социального вычета не должна превышать установленного законодательством лимита и уточненная декларация должна быть подана не позднее трех лет с уплаты налога, по которому был указан первоначальный социальный вычет на лечение.

Как сделать уточненную декларацию 3-НДФЛ

Как и первоначальная налоговая декларация, уточненная налоговая декларация должна быть заполнена от руки или с помощью компьютера, включая личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России. Формат документа, порядок его заполнения и сведения, подлежащие включению в уточненную налоговую декларацию, определяются приказом ФНС России и аналогичны тем, которые содержатся в основной налоговой декларации. Основное отличие заключается в том, что запись в поле номера корректировки на титульном листе повторного документа является обязательной.

Корректировки нумеруются последовательно, первоначальный документ получает номер 00, исправленный — номера 01, 02, 03 и т.д.

Если основная форма не утверждена, номер корректировки не может быть введен в форму «Пояснения». Например, пересмотренная форма на 2022 год может быть подана только после утверждения первичного 3-НДФЛ за этот год.

Измененная информация должна быть внесена в форму поправок вместе с документами, обосновывающими изменения. Если требуется, необходимо приложить форму заявления на возврат налога. Чтобы избежать ненужных вопросов со стороны аудиторов, рекомендуется включить в отчет объяснение причин налоговой корректировки.

Документы, представленные в ФНС России, не нужно повторно прикладывать к оригиналу налоговой декларации.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос № 1:

Когда крайний срок проверки уточненной справки 3-НДФЛ?

Если измененная декларация подается до истечения первого срока аудита, то первоначальный срок приостанавливается и начинается новый срок аудита. Например, если измененная декларация подается через шесть месяцев, то аудиторский период будет таким же, как и для первоначальной декларации. Период контроля камеры составляет три месяца с даты получения заявления Федеральным налоговым управлением.

Вопрос № 2:

Если контракт расторгнут и доход, полученный по этому контракту, возвращен, может ли налогоплательщик подать измененную декларацию 3-НДФЛ?

Да, в таком случае налогоплательщик может подать уточненную налоговую декларацию 3-НДФЛ. Одновременно с налоговой декларацией должны быть представлены документы, подтверждающие расторжение договора, и платежные документы, подтверждающие факт возврата полученной по договору суммы (дохода).

Вопрос № 3:

Первоначально налогоплательщик подал декларацию 3-НДФЛ, заявив вычет на квартиру, приобретенную в период брака. Кроме того, доход налогоплательщика был меньше, чем имущественные вычеты, предусмотренные законом. Если у налогоплательщика не было доходов, облагаемых НДФЛ, в последующие периоды, может ли супруг подать аналогичную декларацию на оставшуюся сумму вычета?

Уточненная декларация с уменьшением налога

Положениями п. 3 и пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ определены условия, позволяющие организациям избежать налоговой ответственности при подаче уточненной декларации.

Условия освобождения от ответственности зависят от момента представления «уточненки», который сравнивается с установленными сроками подачи налоговой декларации и сроком уплаты налога.

К сведению:

Согласно ст. 289 НК РФ декларации по налогу на прибыль представляются не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 3), а по итогам налогового периода – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4).

Читайте также:  Как проходит обмен недвижимости?

Налог на прибыль, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период ст. 289 НК РФ. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (п. 1 ст. 287 НК РФ).

Итак, как было отмечено выше, условия освобождения от ответственности зависят от момента представления уточненной декларации в налоговый орган:

  • до истечения срока подачи налоговой декларации (п. 2 ст. 81 НК РФ). В этом случае декларация считается поданной в день подачи «уточненки». Организация освобождается от ответственности, как говорится, по умолчанию;

  • после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога (п. 3 ст. 81 НК РФ). В отношении налога на прибыль правило, предусмотренное этой нормой, не работает, так как срок подачи декларации и срок уплаты налога совпадают;

  • после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога (п. 4 ст. 81 НК РФ). Согласно этой норме налогоплательщик освобождается от ответственности в двух случаях.

Во-первых, «уточненка» представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Во-вторых, если «уточненка» представлена после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

Отметим, что положения п. 4 ст. 81 НК РФ не уточняют, за какие именно налоговые правонарушения налогоплательщики могут избежать ответственности, если до подачи «уточненки» уплатят недоимку и пени. По-видимому, предполагается, что организации могут рассчитывать на освобождение как по ст. 120, так и по ст. 122 НК РФ.

К сведению:

Согласно ст. 120 НК РФ грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. (п. 1) или 30 000 руб., если те же деяния совершены в течение более одного налогового периода (п. 2).

В силу ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (п. 1), а если это деяние совершено умышленно – в размере 40 % от неуплаченной суммы налога (п. 2).

Возникает вопрос: может ли быть привлечен к ответственности по ст. 122 НК РФ налогоплательщик, подавший «уточненку» с указанием увеличения базы и суммы налога к уплате, однако не уплативший данную сумму и пени до ее подачи?

Согласно позиции Минфина, изложенной в Письме от 13.09.2016 № 03-02-07/1/53498, НК РФ не предусмотрено освобождение налогоплательщика от ответственности за совершение данного правонарушения по основанию, установленному п. 4 ст. 81 НК РФ, при условии уплаты недоимки и пеней после представления в налоговый орган соответствующей уточненной налоговой декларации.

В Письме Минфина России от 23.05.2017 № 03-02-07/1/31591 также говорится, что для освобождения от ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ при наличии недоимки на день подачи уточненной налоговой декларации налогоплательщик должен до ее подачи уплатить налог и пени за просрочку уплаты налога.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом.

По общему правилу камеральная налоговая проверка (КНП) проводится на основе налоговой декларации, в том числе уточненной, и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Кодекс не содержит ограничений по проверке налоговым органом всех показателей «уточненки», представленной в ИФНС после завершения КНП налоговой декларации, по результатам которой не был установлен факт нарушения законодательства о налогах и сборах (Письмо Минфина России от 14.07.2015 № 03-02-07/1/40441).

Осуществляя проверку уточненных деклараций, в том числе и декларации по налогу на прибыль, ИФНС вправе затребовать дополнительные документы.

Согласно абз. 3 п. 3 ст. 88 НК РФ при проведении КНП декларации по налогу на прибыль, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.

При проведении КНП в отношении уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной декларацией, налоговый орган также вправе требовать представления в течение пяти дней необходимых пояснений, обосновывающих изменение соответствующих показателей декларации (абз. 2 п. 3 ст. 88 НК РФ).

Обратите внимание:

В соответствии с п. 8.3 ст. 88 НК РФ при проведении КНП на основе «уточненки», представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи декларации по налогу на прибыль за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной декларацией, ИФНС вправе истребовать у налогоплательщика:

  • первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации;

  • аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

Отметим, что при подаче уточненной декларации налоговые органы вправе проверить период, за который она представлена, в рамках выездной налоговой проверки (ВНП) согласно абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ. При этом в рамках повторной ВНП проверяется период, за который представлена «уточненка», в том числе если указанный период находится за пределами трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

(Подробнее об этом читайте в статье Е. Л. Ермошиной «О «глубине» повторной выездной налоговой проверки» на стр. 69.).

В заключение хотелось бы отметить, что пп. 2 п. 3.2 Порядка заполнения декларации прямо предусмотрено, что при перерасчете налогоплательщиком сумм налога не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом, за тот налоговый период, по которому налогоплательщиком производится перерасчет сумм налога.

Ответственность за ошибки в декларации по НДС

Здесь стоит отметить, что ошибки в декларации по НДС бывают двух видов:

  • ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет;
  • ошибки, не приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

При этом начисление штрафных санкций грозит организации, только когда ошибки привели к занижению НДС к уплате в бюджет.

Кроме этого, за представление налоговой декларации по НДС не в полном объеме (без раздела 7) налогоплательщик за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, может быть привлечен к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Такая позиция подтверждается налоговыми органами.

Так в письме УФНС России по г. Москве от 29.02.2016 № 24-15/019268налоговики указали следующее:

В соответствии с пунктом 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном названной статьей.

Читайте также:  Образец Возражений на административное исковое заявление

При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Таким образом, в случае если неправильное заполнение налоговой декларации по НДС повлекло за собой налоговые последствия в виде занижения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, налоговым законодательством за непредставление в установленный срок налоговой декларации статьей 119 Кодекса установлена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Кроме того, за представление налоговой декларации по НДС не в полном объеме (без раздела 7) налогоплательщик за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, может быть привлечен к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Кодекса.

На основании этого письма делаем следующие выводы:

  • штраф грозит организации, только когда ошибки привели к занижению НДС к уплате в бюджет;
  • размер санкций — 5% от неуплаченной суммы за каждый полный и неполный месяц, но не более 30% от недоплаты и не менее 1 000 руб. (ст. 119 НК РФ);
  • если же компания подаст отчет не в полном объеме, штраф составит 200 руб. как за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Как можно избежать налоговых последствий за допущенные ошибки в декларации по НДС

Отметим, последствия за допущенные ошибки в декларации по НДС зависят от:

  • срока подачи уточненной декларации по НДС;
  • того кто обнаружил нарушение;
  • времени уплаты недоимки по налогу и пеней за просрочку перечисления НДС в бюджет.

Если уточненная декларации по НДС подается в период, когда еще не истек срок подачи отчетной декларации, тогда она считается не уточненной, а поданной вовремя (п. 2 ст. 81 НК РФ).

Если уточняющая декларация подается после завершения периода, отведенного для подачи отчета, но до окончания момента уплаты налога, тогда налогоплательщик может избежать ответственности, если эту ошибку не обнаружил раньше налоговый орган.

Избежать привлечения к ответственности при подаче уточненной декларации по НДС после завершения срока для уплаты налога можно, если:

  • до подачи такой уточняющей декларации были уплачены недоимка по налогу и пени по уточненной декларации по НДС;
  • налоговый орган не обнаружил этой ошибки, если проводилась проверка до подачи уточненной декларации по НДС.

При этом платежное поручение на доплату НДС по уточненной декларации составляется по обычной форме.

В платежке следует указать тот период, за который делается доплата, и вид платежа, соответствующий погашению задолженности (ЗД вместо ТП).

В случае подачи уточненной декларации по НДС и уплате недоимки, но неоплате пени, на налогоплательщика налагается штраф (постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № 11185/10).

Налоговая инспекция может назначить повторную выездную проверку при подаче налогоплательщиком уточненной декларации по НДС, уменьшающей сумму НДС, после завершения предыдущей выездной проверки и составления акта по ее результатам (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ, письмо Минфина России от 21.12.2009 № 03-02-07/2-209 и постановление Президиума ВАС от 16.03.2010 № 8163/09).

По отношению к налогоплательщикам, контроль за которыми осуществляется в форме налогового мониторинга, при подаче ими уточненной декларации по НДС с уменьшением суммы налога к уплате также может быть назначена выездная проверка (подп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Подведем краткие итоги:

  • налогоплательщик подает уточненной декларации по НДС, в случае обнаружения ошибок после окончания налогового периода, которые привели к уменьшению/увеличению суммы налога;
  • уточненная декларация по НДС составляется на бланке той формы, которая действовала в корректируемом периоде, и подается в ИФНС в электронном формате;
  • если в результате исправления ошибки образовалась недоимка по налогу, то следует ее погасить вместе с уплатой пени до момента подачи уточненной декларации по НДС;
  • если при подаче уточненной декларации по НДС образуется переплата по налогу, не исключена вероятность проведения камеральной или выездной проверки по нему.

Как заполнить и составить уточненную декларацию по НДС?

При указании цифры «1» в разделе 8 не нужно заполнять строки 005, 010 — 190 раздела 8, а при указании цифры «1» в разделе 9 — не нужно заполнять строки 005, 010 — 280 раздела 9. (Письмо ФНС России от 21.03.2016 № СД-4-3/4581@).

В данном случае крайне важно действовать в строго определенной последовательности. Если сделать наоборот, нарветесь на штраф и пени.

Если недоимка не будет оплачена до момента, когда о ней узнает налоговая служба, на организацию может быть наложен штраф в соответствии со статьей 122 НК РФ.

Есть 30 календарных дней, чтобы подготовить возражения на акт проверки либо ходатайство в свободной форме. Цель – перечислить обстоятельства, смягчающие ответственность, то есть размер штрафа.

Уменьшили НДС в декларации — ждите повышенного внимания контролеров

Если вы подали уточненную декларацию с уменьшением НДС к уплате (в сравнении с исходной декларацией), налоговые инспекторы этот факт без внимания не оставят. И не имеет значения, подана уточненная декларация сразу вслед за первоначальной или в более поздние периоды.

На что смотрят налоговики при проверке уточненной декларации, узнайте по ссылке.

Если на момент появления уточненной декларации камеральная проверка по первичной декларации не окончена, ее прекращают и приступают к камеральной проверке уточненки.

Декларацию заполняйте на бланке, действовавшем в периоде, за который сдается уточненка.

С отчета за 3 квартал 2021 года декларацию по НДС нужно оформлять на новом бланке, в редакции приказа ФНС от 26.03.2021 № ЕД-7-3/228@. Изменения связаны с введением системы прослеживаемости товаров.

Построчный алгоритм с примерами заполнения всех двенадцати разделов отчета вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

При этом у инспекторов есть право запросить у вас пояснения в связи с уменьшением налога. В такой ситуации (п. 3 ст. 88 НК РФ):

  • обосновать изменение суммы НДС в сторону уменьшения вы обязаны в течение 5 дней;
  • пояснения следует представить в ИФНС в электронной форме.

Как сформировать пояснения и какие документы приложить, описано в этой публикации.

Какие данные и в каких строках отобразить в декларации по НДС в случае уменьшения налога, разъяснил советник государственной гражданской службы 2 класса А.Г. Дьяконов. Узнайте мнение чиновника, оформив бесплатный демо-доступ к справочно-правовой системе К+.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *